Вадим Карасев
11.02.2004, 17:05


Список Хусейна (события недели 3-10 февраля)

Широко растиражиро­ванные "списки Хусейна", в которых указаны лица и организации, якобы полу­чавшие от иракского дик­татора поддержку, имеют, с одной стороны, объек­тивное значение, но с дру­гой - значение контролиру­ющее и воспитательное по отношению, в том числе, к ряду представителей пос­тсоветских элит. Учитывая, что Украина еще со времен СССР довольно тесно кон­тактировала с саддамовским Ираком, а затем до­вольно серьезно использо­вала представительство на иракском рынке в 90-е го­ды, не исключаю, что кон­такты ряда наших политических и бизнес-элит с Ху­сейном безусловно были. Но не это главное. Главное то, что с помощью подоб­ного рода новостей и фор­мированием полузакрытых списков "нежелательных политиков" США намере­ны осуществлять более пристальный контроль за процессом смены элит, ко­торый повсеместно проис­ходит на постсоветском пространстве.

Если говорить конкрет­но об Украине, то первая задача, которую ставит пе­ред собой американский истеблишмент - не допус­тить третьего срока ны­нешнего президента, а во-вторых - расчистить элит­ную площадку для более приемлемых американ­ской геостратегии канди­датов. Что же касается сравнения Леонида Кучмы с Саддамом Хусейном, ко­торое публично сделал кандидат в президенты США Говард Дин, то хочу подчеркнуть здесь два важных момента: важно не столько сравнение, сколь­ко нюансы и акценты, которые отличают внешнюю политику Демократичес­кой партии США в отно­шении Украины, от поли­тики республиканцев. Док­трина демократов больше сосредоточена на Европе, на трансатлантическом партнерстве и в этой связи - включении в трансатлан­тические связи европей­ских государств и Укра­ины. Поэтому подобного рода упоминание - не просто перехлест в накале демократических праймериз, которые происходят в ряде штатов. Это нюансы общих тенденций и страте­гий американской элиты на "зачистку" нынешнего мирового элитного клуба. И прежде всего это исполь­зование процессов смены политических элит и от­дельных лидеров для того, чтобы сформировать но­вую модель "клиентских суверенитетов", отчетливо выраженную в грузинском сценарии.

Поэтому, сводя все во­едино, можно предполо­жить, что для элит в "по­лустабильных" государ­ствах наступает опасное время, потому что вслед за государствами-изгоями появляется новая модель изгоев-руководителей. Это в конечном счете обеспе­чивает контроль за сменой элит в тех или иных реги­онах глобальной перифе­рии, ведь не в каждой стра­не возможно реализовать иракский сценарий. А че­рез смену лидеров можно обеспечить менее дорогос­тоящий контроль над территориями, в том числе об­ладающими ресурсным на­полнением.

Одесса - Броды

Если правительство Ук­раины действительно на первое место ставило эко­номическую выгоду и прагматизм, то можно бы­ло бы запустить нефтепро­вод на три года в реверсном варианте, так, как предлагала компания "ТНК-ВР". Тем более, учи­тывая тот факт, что проб­лема с наполнением трубы каспийской нефтью до сих пор не решена. Поэтому принятое правительством решение о прокачке нефти Каспия прямо в Европу было больше политичес­ким и исходило из наци­ональных интересов Укра­ины, которые заключают­ся в том, чтобы иметь собственное место и голос в формировании крайне нужного Европе нового ресурсного центра, на мо­нопольного выразителя которого претендовала Россия. В принципе, Рос­сия имела (и декларирова­ла) намерение поделиться лидерством в этом новом восточноевропейском цен­тре. Однако Украина выб­рала вариант более самос­тоятельной ресурсно-тран­зитной игры в энергетичес­кой биполярности между Европой и Россией. Поэто­му здесь больше геострате­гии, энергетической геопо­литики, чем экономичес­кого прагматичного расче­та.

Выгода от этого, безус­ловно, должна быть, но сначала придется побо­роться, чтобы нефтепро­вод Одесса - Броды, иду­щий в северном направле­нии, стал более выгодным, чем альтернативный Баку -Джейхан и российская тру­бопроводная система. В принципе, у нас есть воз­можности, чтобы играть в результативную игру в большой нефтяной поли­тике вокруг ресурсов Кас­пия и обеспечения нефте-ресурсами Европы.

Записал Дмитрий ЗАБОРИН

Газета "Салон", №10, 10 февраля 2004г.