Об институте Аналитика Мониторинги Интервью Диалог-ресурс
   
20.02.2004, 17:00


Коалиции и дилеммы периода реформ


С 1 февраля власть начала реализовывать новый политический проект. Фактический отказ Леонида Кучмы идти на третий президентский срок, а также инициированное Банковой изъятие некоторых норм конституционной реформы, стали мощными дезориентирующими сигналами для элит.

Буквально в течение одного-двух дней обесценились уже начавшие разрабатываться схемы и алгоритмы политического выживания, безнадежно устарели стратегии на электоральный цикл 2004-2006 гг., выстраивавшиеся в рамках концепции «переходного президента», под сомнение были поставлены перспективы властного конгломерата после президентской избирательной кампании.

Несмотря на то, что парламентское большинство (вместе с социалистами и коммунистами) проголосовало за новую версию конституционной реформы, стало очевидно, что произошедшие изменения способны усилить скрытые центробежные тенденции в большинстве. Политические модераторы власти очень быстро осознали и оценили сопряженные с этим риски и в качестве дисциплинирующего фактора инициировали подписание внутрипарламентского Политического соглашения об условиях проведения конституционной реформы и формировании широкой демократической коалиции с той же целью. А также для выдвижения и обеспечения победы единого кандидата на выборах президента в 2004 году и участия в выборах депутатов Рады в 2006-м. Предпринятые объединительные инициативы стали дополнением к уже существующей «парламентско-правительственной коалиции».

С одной стороны, обилие разнокалиберных коалиций, формируемых преимущественно административными способами, можно расценивать как свидетельство неуверенности власти в собственной политической перспективе. Отсюда и необходимость в административном «суперклее», который бы позволил максимально долго сохранять контроль над большинством как единым организмом и эффективно управлять им.

С другой стороны, нельзя не отметить и развитую способность большинства к политической мимикрии («мы всегда были сторонниками всенародных выборов главы государства»). Невольно вспоминается незабвенный Оруэлл: «Океания всегда воевала с Остазией». Кроме того, высокая степень манипулируемости парламентского большинства сходящим со сцены режимом – свидетельство колоссальной политической инерции элиты, ее готовности быть объектом, а не субъектом политики. В этой связи, можно предположить, что психологически элиты легче перенесут смену политического «патрона», чем смену политической системы.

Вместе с тем, вполне понятно и целесообразно стремление выстроить широкую общественно-политическую коалицию для реализации реформы и под выборы главы государства осенью этого года. Однако договоренности о едином альянсе для участия в парламентской избирательной кампании с политической точки зрения иррациональны, поскольку не имеет смысла формировать команду еще до того, как установлены правила игры. Скорее это рефлекторное движение власти, обусловленное тем, что новый формат конституционной реформы, в сущности, задает политическую проекцию именно на 2006 год. Если раньше элиты и контрэлиты использовали реформу как инструмент борьбы за президентское кресло, то последние события вывели в актуальное политическое пространство тематику парламентских выборов.

Образно говоря, «проблема 2004» для власти трансформирована в «проблему 2004-2006» для оппозиции. Точнее – ее правоцентристской части. По сути, сегодня реформа в формате Банковой свернута, и роль главного архитектора конституционных изменений перешла от Виктора Медведчука к Александру Морозу. Не исключено, что лет через пять-десять в политическом лексиконе прочно закрепятся выражения «реформа Мороза» или даже «Конституция Мороза».

Новые реалии ставят перед основными претендентами на президентское кресло Виктором Ющенко и Виктором Януковичем новые политические дилеммы.

Дилемма Виктора Ющенко

Лидер «Нашей Украины» оказался перед непростым выбором – присоединиться к парламентскому Политическому соглашению или продолжать блокировать процесс внесения изменений в Конституцию. Проблема в том, что оба сценария несут в себе для Виктора Ющенко серьезные политические и электоральные риски.

Если «Наша Украина» подписывает соглашение, у нее появляются дополнительные возможности влиять на процедуру внесения изменений в Основной Закон и их содержание. Учитывая нынешнюю готовность власти идти на компромиссы, у «НУ» в этом случае просматриваются неплохие шансы на более приемлемую окончательную редакцию политреформы. Все же фракция располагает сотней голосов. Кроме того, не исключены краткосрочные ситуативные договоренности с донецкими, которые в определенной степени заинтересованы в том, чтобы у президента не отбирали слишком много полномочий.

Другой вариант предполагает блокирование конституционной реформы и сохранение институционального статус-кво. В рамках этого сценария нашеукраинцы также могут применить различные зацепки, которые усложнят продвижение видоизмененного законопроекта №4105. Например, фракции БЮТ и «НУ» проигнорируют голосование по пропорциональному закону о выборах народных депутатов. Это минус 120 голосов. Учитывая превалирующие настроения относительно этого закона в большинстве, состоящем преимущественно из мажоритарщиков, перспективы его принятия в таком случае выглядят неопределенными. В свою очередь, отсутствие закона о пропорциональных выборах может привести к тому, что КПУ и СПУ, в соответствии со своими политическими обязательствами, не проголосуют за реформу.

Стоит также заметить, что Виктор Ющенко оказался в тактической ловушке – выбор любой из этих альтернатив будет способствовать охлаждению отношений «НУ» с одним из своих союзников по оппозиционной тройке. Оставшись в компании с непримиримыми бютовцами, Ющенко осложнит отношения с Александром Морозом и, кроме того, существенно ограничит свои коммуникационные ресурсы в политическом пространстве. Присоединившись же к подписантам, «Наша Украина» вполне может лишиться самого надежного и, что важно, идеологически самого близкого союзника в виде Блока Юлии Тимошенко.

Дилемма Виктора Януковича

Премьер-министр, вокруг которого постепенно складывается элитный консенсус о едином кандидате, также оказался в сложной ситуации. В том случае, если Виктор Янукович собирается играть на победу осенью 2004 года, он неизбежно утрачивает интерес к конституционной реформе, ограничивающей полномочия президента.

Если же Янукович делает ставку на сохранение должности премьера до 2006 года, полномочия которого в случае реализации реформы существенно возрастут, то он утрачивает интерес к участию в президентской избирательной кампании. Глава правительства прекрасно понимает, что остаться в кресле премьера после 2004 года вслед за поражением на выборах будет крайне сложно. Новый президент, кто бы он ни был, вряд ли будет заинтересован в сохранении на посту премьер-министра своего непосредственного конкурента в борьбе за высшую государственную должность. Причем, это может обосновываться не только прагматичными доводами и политической целесообразностью, но и эмоциями, сохранившимися после предвыборной борьбы.

В принципе, не исключено, что разрешение этих дилемм потребует и от Виктора Ющенко и от Виктора Януковича выработки новых подходов к формированию и участию в различных коалициях. С точки зрения политической перспективы, на сегодняшний день это два крупнейших игрока на украинской сцене. Хотя нельзя не заметить, что в последнее время у Виктора Ющенко становится все меньше союзников и обязательств, а у Виктора Януковича и того и другого – все больше.

glavred.info - Независимое аналитическое агентство.
20.02.2004.




Предыдущие материалы из раздела
Ющенко склав іспит
23.04.2005, 15:48
У п'ятницю в Кишиневі відбувся саміт голів держав ГУУАМ (Грузії, України, Узбекистану, Азербайджану, Молдови), учасники якого ще задовго до відкриття ...
Кишиневский ледокол. Виктор Ющенко создает собственное СНГ
22.04.2005, 17:01
В обстановке строжайших мер безопасности сегодня в молдавской столице открывается саммит ГУУАМ. В созданную в 1997 году организацию входят Грузия, ...
Матвиенко "подготовит" крымский электорат к выборам
22.04.2005, 16:58
Новий прем'єр-міністр Криму прийшов на нову посаду всерйоз і надовго і сподівається, що незабаром зможе відчути себе справжнім кримчанином. Анатолій ...
Шок и трепет» — буря в Украине
22.04.2005, 14:29
Новая элита формирует новую власть. Но ее экономическая, политическая и социальная базы пока еще не сформированы. Именно из-за этого появляются новые ...
Крымская премьера Матвиенко
21.04.2005, 13:22
Верховный Совет Автономной Республики Крым дал согласие на назначение председателем Совета министров автономии Анатолий Матвиенко. Такое решение ...
Проект "Гегемон"
21.04.2005, 13:15
В предверии очередной электоральной схватки власть и оппозиция выбирают наиболее оптимальные стратегии. Пока оппозиция ищет основания для ...
Аналитика
 Архив