Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
05.07.2006, 15:26


«Царь знает, что делает! Забирайте»


Похоже, коалиционная тройка решила, что нужно сделать, чтобы удовлетворить претензии оппозиции, не дающей ей сформировать исполнительную власть. Парламентская коалиция готова создать для оппозиции 5-6 специальных контрольных комиссий, обеспечивающих функцию контроля за действиями власти, заявил лидер Соцпартии Александр Мороз.

По его словам, в ходе совещания лидеров коалиции и Партии регионов представители последней предложили закрепить распределение парламентских комитетов пропорционально количеству членов фракции, ссылаясь на нормы регламента Верховной Рады.

Он подчеркнул, что «формально говоря», можно ссылаться на эту норму регламента. Однако, регламент, как и Конституция, "писался тогда, когда не было упоминания о коалиции и оппозиции".

Лидер СПУ напомнил, что были внесены изменения в Конституцию, предусматривающие иную процедуру выборов и на сегодняшний день парламент формирует Кабмин и контролирует его работу, в том числе законодательно. «Поэтому председатели комитетов - это элемент власти. Если коалиция отдает половину комитетов парламента, это означает, что мы отдаем оппозиции половину власти в парламенте», - сказал он.

По словам Мороза, это ломает модель власти, которая уже реализована в результате вступления в силу изменений к Конституции и «этого допускать нельзя».

Он напомнил, что коалиция предложила представителям оппозиции должности заместителя председателя Верховной Рады, руководителя Счетной палаты, председателя специальной контрольной комиссии по приватизации и первых заместителей глав всех комитетов, которые позволяют контролировать действия власти. Кроме того, предлагается создать 5-6 специальных контрольных комиссий, по примеру комиссии по приватизации, обеспечивающих функцию контроля оппозиции за действиями власти. «Таким образом, создается стройная схема обеспечения прав оппозиции», - сказал Мороз.

Лидер партии отметил, что Партия регионов предложила включить в соглашение пункт, предполагающий создание рабочей группы по выработке на протяжении недели норм, регулирующих права оппозиции. "Но предложение о пропорциональном распределении комитетов абсолютно блокирует работу парламента, потому что уничтожается логика функционирования парламента новой модели", - сказал он.

По его словам, представители коалиции согласились на пункт о создании рабочей группы, поскольку такой подход, по мнению Мороза, означает, что работа Верховной Рады не будет блокироваться, и она сможет приступить, в частности, к избранию спикера.

Ранее ForUm сообщал, что Президент Украины Виктор Ющенко по итогам круглого стола с руководителями парламентских фракций обращается ко всем парламентским силам с требованием продолжить политический диалог.

Этот диалог должен "положить конец беспрецедентной неопределенности и бездеятельности единственного органа законодательной власти в Украине", приводит слова Ющенко пресс-служба Президента.

"Длительный паралич Верховной Рады вызывает непонимание и разочарование в обществе", - отмечается в заявлении Президента.

"В стране было обеспечено проведение честных и демократических выборов. Впервые в национальной практике выработано коалиционное соглашение, на основании которого достигнуто согласие большинства президентских фракций", - подчеркивает Ющенко.

Президент отмечает, что "в то же время, вместо начала полноценного функционирования, Верховная Рада оказалась в кризисной ситуации. Политическая незрелость стала причиной блокирования парламента. И, как следствие, - умышленное торможение жизненно важных государственных процессов и реформ и расширение угроз демократии".

"Такая ситуация является неприемлемой", - подчеркивает Ющенко.

В заявлении отмечается, что "язык ультиматумов, вне зависимости от происхождения - деструктивен". "Это путь в никуда", - отмечает Президент.

В заявлении Ющенко подчеркивает, что "переговорный процесс ни в коем случае нельзя останавливать".

Помимо этого, в заявлении также отмечено, что "для решения парламентского кризиса следует разделить вопросы организации деятельности парламента и формирование исполнительной власти".

"При формировании органов Верховной Рады необходимо в полной мере придерживаться принципов европейского парламентаризма и адекватного представительства и обеспечения прав оппозиции. Этот принцип следует расширить и на формирование органов местного самоуправления", - говорится в заявлении.

"В свою очередь при создании правительства необходимо четко и ответственно исходить из основ и целей коалиции", - заявляет Ющенко.  Депутаты фракции Партии регионов в свою очередь настаивают на пропорциональном распределении должностей глав парламентских комитетов.

Об этом говорилось в выступлениях депутатов во время заседания фракции Партии регионов в среду в сессионном зале парламента.

В частности, член фракции Елена Лукаш сообщила, что согласно нормам регламента, между фракциями пропорционально распределяются должности председателей, заместителей председателей и секретарей парламентских комитетов. "Элементарный подсчет говорит, что у нас должно быть 10 комитетов", - сказала она

По ее словам, в ходе переговоров с парламентским большинством, поступали предложения внести изменения в постановление о парламентских комитетах, увеличив их количество и создав специальные контрольные комиссии для оппозиции. Лукаш подчеркнула, что это невозможно сделать, поскольку статус и функции комитетов определяются законом о комитетах Верховной Рады и, соответственно, законом должны изменяться такие функции.

Лукаш сообщила, что парламентское большинство предлагает оппозиции выполнять контрольную функцию за действиями власти, однако, по ее словам, эта функция "не очень велика, не очень сильна и не очень эффективна". Депутат также подчеркнула, что необходимо принять закон об оппозиции.

Кроме того, она сообщила, что документ, который разрабатывают представители коалиции и оппозиции, предлагает создать для оппозиции пять специальных контрольных комиссии - по вопросам контроля за деятельностью правоохранительных органов, по вопросам контроля за соблюдением прав человека, по вопросам социального обеспечения, по вопросам мониторинга за соблюдением свободы слова, по вопросам мониторинга социально-экономического развития Украины. Лукаш подчеркнула, что фракция должна настаивать на соблюдении норм регламента и пропорциональном распределении комитетов.

Позицию Лукаш поддержали депутаты фракции. Заседание фракции Партии регионов закончилось, однако депутаты-регионалы остаются в зале заседания.

Комментарии:

Николай Катеринчук, народный депутат Украины, член фракции "Наша Украина"

Основной из парламентских функций является контрольная. Она есть. Каждый народный депутат обязан осуществлять эту контрольную функцию, в том числе через участие и в работе комитетов, и в работе комиссий.

Мне кажется, это может быть каким-то выходом, но я уверен, что Партия регионов на это не пойдет.

Виталий Хомутынник, народный депутат Украины, член фракции Партии регионов

Если считать пропорционально, то 42 процента депутатов в парламенте, которые находятся во фракции Партии регионов - это минимум 10 комитетов, а никак не 5 или 6. Безусловно, это должны быть те комитеты, у которых есть функции, благодаря которым можно осуществлять контроль за действиями власти.

Также мы претендуем на должность первого вице-спикера парламента, руководство Счетной палатой и на другие контролирующие институты.

Партия регионов в 2002 году поступила более благородно и дальновидно: мы отдали 19 из 23 комитетов той оппозиции, которая, кстати, уже в 2005 году стала большинством, при этом ее представители в комитетах остались до конца каденции парламента 4-го созыва.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий

Конечно, это шаг вперед - создание специальных контрольных комиссий, которые могли бы бросить «кость» оппозиции. Однако это «кость», а не «мясо», которое нужно для нормального политического «пищеварения» таким большим политическим силам, как Партии регионов и КПУ. 206 оппозиционных мандатов - это достаточная сила для того, чтобы требовать в данном случае нечто большее, чем просто контрольные комиссии.

Партия регионов будет стремиться и настаивать на том, чтобы, первое: получить должность первого вице-спикера для своего лидера Виктора Януковича, и второе: будет запрашивать квоту оппозиции на ряд комитетов ВРУ, тем самым стремясь получить не просто «кость», а «кусок» законодательной власти. В принципе, это тот переговорный минимум, который может удовлетворить Партию регионов, как главную оппозиционную силу. Не исключаю, что и участники коалиции тоже могут согласиться на такое требование «регионалов», понимая, что очень рискованно голосовать по спикеру и по премьер-министру без поддержки некоторых «регионалов».

Партия регионов выставила коалиции свои политические требования. Сейчас ей спешить некуда. 8 июля предполагается созвать в Киеве съезд депутатов всех уровней от Партии регионов. Это один из немалых, серьезных аргументов Партии регионов в реализации своих предпочтений относительно распределения власти в парламенте.

Юрий Соломатин, народный депутат 3 и 4 созыва, член КПУ

Если мы - законопослушные граждане, если в нашем государстве есть действующая Конституция и действующие законы, а не то, что называется дышлом, которое можно повернуть куда угодно, если у нас есть, в конце концов, гарант Конституции - Президент, тогда должно быть так, как это предложили Регионы.

Нынешнему «оранжевому» большинству, которое «рождается» после выборов уже 3 месяца, что-то там пригрезилось, и они считают, что могут теперь делать все, что угодно. Я думаю, они очень глубоко заблуждаются.

Надо еще посмотреть на местах, внизу у кого власть. Там, где делается экономика Украины, власть у Партии регионов. А там, где делается вот этот политез, духовно-культурна спадщина, ходят в шароварах, разговаривают на державній мові, власть у того нынешнего, временного большинства.

Формально они могут сделать все, что угодно, но это не будет иметь легитимности. И как еще воспримет это народ, мы тоже не знаем. Поэтому эти граждане очень сильно рискуют.

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии

Меня удивляет логика Александра Александровича Мороза, человека вполне грамотного в вопросах парламентской демократии, когда он рассказывает что-то о власти в парламенте. Что это вообще за странная интерпретация представительского, законодательного органа? Какая еще может быть власть в парламенте?

Никакой власти в ВРУ нет. Есть руководящие органы, которые организовывают работу законодательного органа. И в этом смысле руководство комитетов - это политическая традиция. Не обязательно так должно быть, что комитеты должны распределяться пропорционально численности фракций. Может быть иначе. Но отнюдь не означает, что если руководители фракций являются представители оппозиции, то значит, они свой оппозиционный статус при этом роняют. Это какая-то полная чепуха, и в высшей степени странные разговоры, которые свидетельствуют о двойных стандартах у самого Александра Александровича, который является приверженцем парламентской демократии. Он прекрасно знает, что в большинстве европейских стран, где действует парламентская демократия, руководители комитетов - представители оппозиции.

Значит, не хочется делиться портфелями. Это чисто советская интерпретация: вот у меня есть стол, кресло, телефоны и служебная машина, значит, я - начальник. И тогда путаются карты: ты оппозиция или ты не оппозиция.

Я считаю, что в нашей системе было бы правильно то, что записано в регламенте, то, что уже опробовано опытом, когда оппозиция при Кучме имела просто большинство комитетов, не имея большинства в парламенте. Насколько я помню, процентов 65-70 руководителей комитетов были представители оппозиции, что отчасти дало им трибуну и возможность отстаивать свою точку зрения.

Что же касается предложения Мороза о создании каких-то контрольных комиссий, для этого нужна политическая практика и культура, чтобы говорить, могут ли они эту функцию выполнять или не могут. Тут уже как раз вопрос, который показывает, что суть в мелочах. Если будут записаны существенные полномочия этих комиссий, тогда почему бы нет?! Можно взять и комиссии. Но тогда это путает всю структуру и наш опыт парламентской работы. Как будут взаимодействовать комиссии и комитеты, толком не прописано в Конституции. Поэтому я думаю, что это не продуктивное предложение. Это просто желание-эквивалент того предложения, против которого собственно выступали Юля (Тимошенко - ред.) и Мороз тоже, что не надо увеличивать число комитетов. Это примерно то же самое, как если бы они стали увеличивать число комитетов. Совершенно понятно, почему это делают. Они уже пообещали свои людям руководство комитетов, теперь говорят: знаете, что, давайте им оставим, а вам создадим еще комиссии.

Мне кажется, что если Партия регионов будет исходить из того, что им нужны кабинеты и машины, то они могут согласиться на это. Я бы не советовал им соглашаться. А как они поступят - трудно сказать.

"ForUm", 05 июля 2006 года.




Предыдущие материалы из раздела
З НОВИМ 2009 РОКОМ!
31.12.2008, 16:59
Колектив Інституту глобальних стратегій – ІГЛС вітає всіх друзів, читачів та відвідувачів нашого сайту з Новим роком та Різдвом Христовим! Бажаємо ...
Штаб-квартира стран-экспортеров газа может разместиться в Петербурге
29.12.2008, 12:12
В Штаб-квартира организации стран-экспортеров газа может разместиться в Санкт-Петербурге. Северную столицу в качестве города-кандидата предложил ...
Не договорившись по газу с Юлией Тимошенко, российская сторона накажет себя - эксперт
25.12.2008, 17:06
Даже в случае, если «Газпром» и украинская сторона не договорятся о поставках российского газа с 1 января, ни Украина, ни Европейский союз серьезно ...
Український середній клас не готовий виходити на майдани?
25.12.2008, 12:10
Експерти вважають, що український середній клас поки не налаштований на протестні акції. Такі результати експертного дослідження сьогодні на ...
Карасьов: Натяки і блефування щодо обхідних газопроводів не слід сприймати серйозно
23.12.2008, 17:33
Директор Інституту глобальних стратегій Вадим Карасьов вважає, що при правильній політиці Україна ще на довго збереже статус основного газового ...
Спрос на валюту в Украине будет расти
23.12.2008, 15:24
НБУ не может самостоятельно удержать курс национальной валюты, потому что многое зависит от экономической политики, которую проводит правительство ...
Аналитика
 Архив