Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
13.10.2006, 18:40


Выступление директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева на круглом столе «Текущая политическая ситуация в Украине», организованной Европейской бизнес ассоциацией


11 октября 2006 года Европейской бизнес ассоциацией была организована очередная встреча украинских политологов с представителями бизнеса. Во встречи приняли участие представители иностранных и украинских кампаний. В дискуссии участвовали: директор института глобальных стратегий (ИГЛС) Вадим Карасев, председатель правления Центра прикладных политических Исследований “Пента” Владимир Фесенко, председатель украинского Центра исследований политических ценностей Олесь Доний.

 

Выступление Вадима Карасева:

Новейшей украинской политике присуща специфическая периодизация со спортивным привкусом. Украинская политика знала спикериаду, премьериаду, возможно, вчера завершилась секретариада, то есть период изменений в секретариате президента и назначение секретаря СНБО. Если серьезно, то с окончанием секретариады тот политический режим, который был оформлен Универсалом, приходом к власти Партии регионов и последними назначениями в Секретариате Президента и СНБО приобретает более менее оформленные контуры. Заняты все вакантные посты, которые определяют политический процесс в Украине, прошло оформление власть/правительство, окончательно оформляется президентская власть в новых условиях. Сейчас можно говорить о том: 1) какова специфика политического режима, сформировавшегося в Украине, 2) каковы стратегии и тактические действия основных политических игроков, 3) как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

 

Об украинской специфике современного политического режима

 

Если говорить об особенностях нынешнего политического режима, то режим развивается в сторону парламентско-президентской политической системы, хотя и с определенной украинской спецификой. В чем эта специфика? Если говорить о том, как происходит эволюция парламентско-президентской республики, то идет скрытая, а иногда явная конкуренция за конституционные полномочия. Конституция лишь в формальных юридических формах определила основные полномочия между президентом, парламентом и премьер-министром. Однако окончательная битва за полномочия, в том числе через рассмотрение в Конституционном суде, еще не завершена. Вопрос в том, удастся ли Президента окончательно вывести за пределы исполнительной власти, будет ли украинский Президент по Конституции главой государства не имея отношения к исполнительной власти. По существующей Конституции Президент сохраняет контроль над исполнительной властью. Во-первых, он сохранят влияние на губернаторскую вертикаль (согласие на увольнение губернаторов, ответственность губернаторского корпуса перед Президентом). Во-вторых, Президент имеет серьезные полномочия в области обороны и национальной безопасности. Тем самым Президент сохраняет возможность влияния на исполнительную вертикаль, ограничивая монополию Кабинета министров и премьер-министра на управление исполнительной властью, хотя согласно  Конституции Украины именно Кабинет министров является центральным органом исполнительной власти. Этот круг проблем будет определенное время в той или иной степени инспирировать внутреннее напряжение в структуре исполнительной власти, в частности, по линиями - президент-премьер-министр и президент-парламент. 

Второй круг проблем связан с тем, как в Украине de facto происходит утверждение парламентско-президентской системы. За последнее время методичная экспансия во власть Партии регионов создала перекосы в сторону от парламентско-президентской к премьерско-парламентской системе, где возросла роль премьер-министра. Премьер-министр притязает не только на монополию в исполнительной власти, но и на монополию во внешней политике, выступая чуть ли не основным модератором внешнеполитического курса Украины (визиты В.Януковича в Брюссель и Москву, ряд заявлений В.Янковича, споры о внешнеполитической ориентации страны). Суть в том, что система становится все больше премьерской. Это не может не вызвать недовольство у главы ВР спикера А.Мороза. Если речь идет о парламентско-президентской системе, то она подразумевает серьезную роль парламента и спикера парламента, последний имеет возможность быть активным топ игроком наравне с президентом и премьером. Поэтому спикер А.Мороз сегодня проявляет недовольство, демонстрирует свое видение игры и свою игру. Ресурс спикерского неудовольствия, вероятно, будет задействован в большой многогранной игре за полномочия, за топ-статус между президентом с премьером. И президентская сторона это может использовать.

 

Об оформлении коалиции и оппозиции

 

Оформление коалиции и оппозиции в парламенте, поскольку от конкретного состава коалиции и оппозиции будет зависеть соотношения элит и контр-элит в украинской политике. Это важно не только с позиции развития ситуации с нынешним политическим режимом, но и с тем как будет меняться власть, какими будут следующие выборы, как контр-элита будет заменять или не заменять нынешнюю элиту. В последнее время постоянно ставился вопрос о широкой коалиции, а теперь уже идет речь и о широкой оппозиции (в зависимости от того, какой позиции будет придерживаться  «Наша Украина» и Президент). Если правящая коалиция сформируется лишь на базе Партии регионов, СПУ и КПУ, то это один тип политического режима и один тип элит.  Если же к тройке присоединится на каких-либо условиях НУ, то этот будет иной тип политического режима и иной коалиции. Речь будет идти об ином типе игры внутри коалиции и между коалицией и оппозицией.

Итак, вариант коалиция трех и широкая оппозиция. При этом варианте коалиция будет более политически идентифицирована, поскольку ПР, КПУ и СПУ – это представители примерно одного электората, одного политического и географического берега Украины – левого берега, это партии частично про-российской, но не про-западной направленности. Это коалиция с левым уклоном. ПР – это не классическая левая партия, более того ее трудно назвать про-российской. Но тем не менее в связке с социалистами и коммунистами печать левизны, провосточной политической силы становится более отчетливой. Но главное в том, что если произойдет оформление коалиции трех, то возможны важнее перемены в политическом механизме Украины. А именно: возвращение во власть коммунистов. Вспомним, что с конца 90-х гг. и до 2004 года политический режим Украины при экс-президенте Л.Кучме носил антикоммунистическую подкладку. Коммунисты были вытеснены из власти и, более того, на выборах парламентских и президентских разыгрывался антикоммунистический сценарий, когда коммунист становился основным конкурентом действующего президента и на этом держалась политическая структура. В какой-то мере антикоммунистическая подкладка придавала легитимность предыдущему политическому режиму. Парадокс в том, что когда в Украине произошла оранжевая революция, и казалось коммунизм умер и антикоммунистическая легитимация будет продолжена, но оказалось, что коммунисты возвратились во власть. Более того, КПУ стали диктовать свои условия и будут дальше диктовать свои условия, если коалиция останется в составе трех. Коммунисты и социалисты будут использовать свою «золотую» акцию, поскольку у ПР нет большинства, чтобы проводить свои законопроекты в парламенте. Кроме этого, Партия регионов получает суженое поле для маневров, теряет в своих претензиях быть легитимированной, респектабельной, серьезной политической силой на западе Украины и в Европе.  Таким образом, если сложится ситуация узкой коалиции и широкой оппозиции, то правительство получит не только серьезного оппонента в лице широкой оппозиции, действующей в унисон против инициатив Кабмина, но и будет испытывать внутреннее давление «в тылу» от двух партий по коалиции. Одной их этих партий выступают социалисты во главе с А.Морозом, который ведет собственную игру в треугольнике «президент-спикер-премьер». Вот почему ПР неуютно с узким форматом коалиции и В.Янкович продолжает искать варианты для расширения коалиции путем подключения НУ.

Ситуация с «узкой коалицией» и «широкой оппозицией», с одной стороны, выгодна для Президента, а с другой – Президент не желает, чтобы затвердела эта модель оппозиции и власти. Поскольку это, во-первых, более конкурентная модель, которая чревата серьезной дестабилизацией политики, во-вторых, если затвердеет эта модель, то тогда ПР станет более напористой и радикальной политической силой, так как будет «выжимать» все возможное, что дает коалиция трех. Поэтому и Президент ищет пути для расширения формата коалиции, привлечения НУ. Но для Президента остается важным чтобы в основу программы деятельности правительственной коалиции лег «Универсал национального единства», как документ коалиции. Несмотря на заявления Р.Бессмертного об окончательном уходе НУ в оппозицию нельзя исключать достижения того или иного формата компромисса, когда Универсал может быть положен в основу закона «об основах внутренней и внешней политики», то есть закона, принимающего парламентом. Это не даст парламенту, ПР и коалиции провести свой вариант закона.  Тогда Президент может лишиться монополии на внешнюю политику, что для него абсолютно неприемлемо, поскольку это одно из ключевых полномочий, которые реализует Президент как глава государства.

 

О последних назначениях и новой элитной базе Президента

 

Назначение В.Гайдука интересно тем, что в большую политику на стороне Президента вводятся новые игроки и новые ФПГ, например, Индустриальный союз Донбасса (В.Гайдук, А.Чалый, А.Яценюк, по слухам А.Зинченко). Это люди, которые являются топ-представителями ИСД, который занимал до последнего времени политический нейтралитет. Вводя их в игру Президент расширяет свою элитную базу и дальше собирается опираться не на проверенные оранжевые политические силы, а на крупный национальный капитал, демонстрировавший до сегодняшнего дня политнейтралитет. Президент положил начала новому генезису про-президентской элиты и своего элитного базиса. Президент делает ставку не на оранжевые силы в любом формате – от блока Ю.Тимошенко до блока «Наша Украина», - а на системный крупный капитал, к тому имеющий кадровые креативные ресурсы, чтобы укрепить президентскую власть и выровнять нынешнюю политику государства, в том числе создавая приемлемые экономические и энергетические альтернативы по отношению к экономическим и энергетическим проектам правительства В. Януковича. 

Назначение топ-представителей  ИСД в структуры президентской власти свидетельствует о том, что Ющенко радикально пересматривает легитимационную структуру и экономический базис политического режима. Первоначально такой легитимационной и  экономической базой должны были служить  транснациональные корпорации, такие как «Миталстил». Отсюда и были преференции «Миталстил» в приватизации «Криворожстали».  ИСД обращались к Президенту за помощью в совместной с «Арселор» приватизации «Криворожстали». Президент ответил, что все будет происходить только через аукцион. Поэтому легитимационная структура политического режима и экономические силы политического режима должны быть следующие: транснациональные корпорации извне, средний и мелкий бизнес внутри Украины, прежде всего, ориентированный на внутренние потребление. Политика Ю.Тимошенко и С.Терехина во многом совпадала с  внутренней идеологией В.Ющенко: побольше импорта, насыщение внутреннего рынка, платежеспособный спрос – вот мотор экономического роста.

Но, во-первых, это модель не удалась в силу ошибок, которое допустило правительство Ю.Тимошенко (реприватизация и т.д.). Произошел сбой в экономической идеологии и в механизме экономической политики. 

Во-вторых, пришла к власти Партия регионов – партия крупного капитала. Ющенко понимает, что сегодня поднять средний и мелкий бизнес, у которого нет политического представительства на уровне парламента невозможно. Для того, чтобы уравновесить крупный капитал монологического характера, ориентированного на энергетические ресурсы России, необходимо искать опору в украинском крупном капитале, но не ахметовско-януковичевского происхождения.  Поэтому ставка была сделана на ИСД, на его кадры, на новую легитимационную структуру. Ющенко ищет свою легитимацию не только и не столько в политических силах, связанных с западом Украины и соответствующими секторами экономики (запад и центр Украины – это перерабатывающая промышленность, аграрно-промышленный комплекс и проч), и также импортеры, так называемый городской средний класс, который поддержал революцию.

В.Ющенко начинает икать свою легитимационную базу на Востоке Украины, но среди таких ФПГ, которые имеют непростые отношения с группой Януковича-Ахметова. Поэтому привлечение ИСД - это раз-регионирование ПР, поскольку Восток Украины не равен ПР, и разидентификация ПР, поскольку Донецк не равен ПР. Таким образом, эти изменения свидетельствует об смене экономической идеологии, о новом видении политики со стороны Ющенко. Это важно, т.к. эти изменения не на один год, а на целый исторический период. 

 

 




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив