Вадим Карасев
23.03.2004, 14:01


«Вызов Москвы» Итоги недели (15 – 21 марта)

Предваряя наступление финала конституционной реформы, прошедшей неделе был придан «разогревочный» статус, характер, так сказать, ДиДжейского сета. Именно на ней был принят ряд важных решений, которые фактически открывают путь к завершающей фазе политической реформы и  «конституционного транзита».

В русле этой «разогревочной» динамики, прежде всего, необходимо упомянуть: утверждение отчета Кабмина за предыдущий год и утверждение новой правительственной программы, что дает действующему премьер-министру годичную неприкосновенность от выражения вотума парламентского недоверия. Большой интриги не было, за исключением той, что тактическим маневром на «опережающее» слушание и утверждение премьер получил новую годичную гарантию в обмен на согласие нести бремя единого кандидата элит на президентских выборах. Исход проведенной комбинации не окончательный и может быть подвержен пересмотру. Не исключен вариант неожиданных отставок как в Кабмине, так и ухода самого премьера. Тем не менее, пока это запасной, «спящий» сценарий постреформенной политической игры.

Почти безболезненное прохождение программы,  фактически полная ее поддержка парламентским большинством свидетельствует о консенсусном на сегодня варианте политических разменов внутри большинства и всей корпорации власти, что связано с негласными договоренностями, согласно которым премьер идет на выборы в качестве единого кандидата, гарантируя взамен поддержку своими сторонниками закона о парламентских выборах на пропорциональной основе и соглашаясь на то, что большинство будет выдвигать кандидата на пост премьер-министра, с которым Янукович, в случае победы на президентских выборах, будет работать.

Хотя сигналы есть разные. В частности, со стороны главы Национального банка и лидера одной из элитных групп Сергея Тигипко (в интервью «Голос Украины» 19.03.04), что, если Янукович откажется принять на себя роль единого кандидата., фракции большинства получат моральное право самостоятельно выдвигать своих кандидатов. В таком случае весь сценарий, рассчитанный на единого кандидата от власти, может быть перечеркнут в пользу других сценариев, среди которых не исключены сепаратные договоренности с «Нашей Украиной» и Виктором Ющенко. К сепаратным сделкам готовы и «Трудовая Украина», и «донецкие», и другие элитные группы. Разумеется, кроме КПУ и СДПУ(о).

Событием прошедшей недели, безусловно, стало решение Конституционного суда, который фактически легитимировал и голосование парламентских «декабристов» (от 24 декабря), и февральское голосование по конституционной реформе левой оппозиции и провластных сил. Тем самым КС открыл правовую дорогу для решающего голосования по изменениям в Конституцию. Теперь вопрос заключается - в каком порядке, по какому регламенту и по какой процедуре состоится финальное голосование по реформе. Именно здесь, сейчас назревает интрига и от решения в каком порядке – постатейно или пакетом -  голосовать зависят сроки, скорость, а, возможно, и окончательный успех (или неуспех) политреформы.

В том же русле находится и принятие Верховной Радой почти единогласным консенсусом закона о выборах Президента. То, что этот закон был поддержан абсолютным сверхбольшинством, как со стороны власти, так и со стороны «всех оппозиций», свидетельствует о том, что он носит уже скорее технический, нежели политический характер. Вялое участие в ходе обсуждения этого законопроекта властной элиты лишь подчеркнуло еще раз давно наблюдаемый факт, что не здесь находится точка ее основных усилий. Главный интерес – как можно больше технизировать и рутинизировать президентскую кампанию, снизить ее внешнеполитические риски и резонанс.

Таковы основные сюжетные линии, определявшие внутриполитическую ткань прошедшей недели. Произошло также одно событие, которое не является внутриполитическим по происхождению, но не менее значительное по влиянию на внутриукраинскую политическую повестку. Я назвал бы его «вызовом Москвы» - как, в смысле «вызов-стимул», так и в смысле «вызова в Москву».

Прошедшая неделя была первой во втором президентском сроке Владимира Путина. Тут важна даже не содержательная сторона поездки в Москву Леонида Кучмы, а то, что это все было проведено в режиме спецоперации и в новом путинском стиле – неожиданно, мобильно, без малейшего намека на послевыборную усталость. Тот факт, что первым, кто посетил Путина после победы, был Президент Украины,  демонстрирует новую роль Украины в российском замысле модернизации постсоветского пространства.

С одной стороны, итоги российских выборов и  переход к модернизации и мобилизации России – это вызов для Украины, как с точки зрения конкурентоспособности, так и с точки зрения адаптации к новой ситуации, связанной с новой российской политикой внутри самой России и во всем внешнеполитическом контексте. С другой стороны, это вызов с точки зрения самой формы организации «рабочего визита» украинского президента, стилистического формата встречи.

Речь идет о том, что сам этот визит похож на вызов. Вызов в метрополию, прецедент отношений, которые начинают строиться по любимой, видимо, для Путина внешнеполитической вертикали, а не по горизонтальным связям. С этой точки зрения (не говоря о конкретных договоренностях о синхронной ратификации парламентами двух стран важных документов по ЕЭП), проявляется новая стилистика российско-украинских отношений. Что вызывает ряд если не тревожных, то очень любопытных поводов для анализа адаптации Украины к российскому вызову и последующим вызовам, которые стоят за нынешней «силовой Россией». Силовой во всех смыслах, и поскольку она пытается выступать с позиций силы, и поскольку основана на силовой элите, и поскольку рассчитывает на эффективность новой комбинации силовых и несиловых инструментов  своей дипломатии.


http://www.glavred.info/