Андрей Кузниченко
23.03.2004, 17:09


Варианты с подстраховкой

Постановление Верховной Рады от 16 марта, которым парламент одобрил программу деятельности Кабинета министров на 2004 год “Последовательность. Эффективность. Ответственность” и одновременно признал удовлетворительным выполнение программы правительства за 2003 год “Открытость. Действенность. Результативность”, расценивается большинством СМИ как безусловный успех действующего Кабмина. Причем успех политический, который в преддверии конституционной реформы и президентских выборов создает благоприятные условия для действующего премьера.

Действительно, с точки зрения краткосрочной перспективы донецкая элита получила значительные преференции в сравнении с остальными бизнес-политическими группами, весьма удачно подстраховавшись от возможных изменений парламентской конъюнктуры. И все же полученный правительством иммунитет от недоверия со стороны парламента сроком на год стоит здесь, пожалуй, на втором месте. На первом плане – практически гарантированное наращивание политического и институционального веса Виктора Януковича после проведения реформы.

С другой стороны, для донетчан возникает целый ряд политических развилок и вопросов, которые требуют неотложных решений, а, возможно, и неординарных действий.

Так, практически все отмечают, что своеобразный парламентский рейтинг Кабинета министров за одиннадцать месяцев, истекших со времени утверждения предыдущей программы, снизился практически на сто пунктов – до 239 депутатских голосов. Но стоит обратить внимание и на такой аспект, как качественный состав проголосовавших 16 марта. А это – парламентское большинство почти в полном составе и полное отсутствие оппозиции. Этот факт несколько ограничивает возможности политического маневра Виктора Януковича и ставит его в большую чем раньше зависимость от лидеров большинства ВРУ.

Кроме того, напрашивается вопрос – почему большинство, в котором наличествуют разные группы интересов и скрытые оппоненты донетчанам, столь консолидированно проголосовало за “две в одном” программы правительства? Выгоды, которые получают “регионалы” – очевидны и прозрачны. А в чем резоны, к примеру трудовиков или тех же объединенных социал-демократов, лидер которых Виктор Медведчук имеет несомненное влияние на позицию парламентского большинства. В их альтруизм поверить трудно, равно как и в “антиющенковскую” консолидацию. Реформа хоть и не снимает риски, связанные с вероятной победой лидера “Нашей Украины” на президентских выборах, но существенно нивелирует их.

Можно, конечно, говорить о том, что произошел тривиальный размен. Большинство голосует за программы Кабмина, группа “Регионы Украины” голосует за пропорциональный закон о выборах во втором чтении и за внесение изменений в Конституцию. Но также можно предположить, что “Регионы” голосовали бы за эти законы и до утверждения программ. В противном случае дело наверняка бы закончилось отставкой Виктора Януковича по инициативе Президента. Поэтому можно предположить, что размен все же заключается в другом. Например, в принципиальном согласии премьера взвалить на себя ношу пресловутого единого кандидата, а значит – и значительную часть связанных с этим рисков и издержек.

Этот вариант в известном смысле также можно рассматривать как подстраховку Виктора Медведчука и Виктора Пинчука как от слишком самостоятельной “большой” игры премьера, так и от его возможного отказа стать кандидатом большинства на президентских выборах.

Между тем, дилемма Виктора Януковича, связанная с выбором более предпочтительного кресла – президентского или премьерского – в последнее время усложнилась новым фактором. Речь, как ни странно, идет о позиции блока “Наша Украина” относительно конституционной реформы. Позиция эта в течение последних месяцев претерпела значительную эволюцию.

Вначале это было самоустранение от процесса изменений Основного Закона, базировавшаеся на уверенности, что реформа не пройдет. Затем были попытки торпедировать принятие законопроекта №4105 с помощью блокирования парламентской трибуны и апелляций к различным международным организациям и европейскому политическому сообществу.

Уже в конце февраля нашеукраинцами была предпринята попытка инкорпорироваться в процесс внесения изменений в Конституцию со своим проектом, окончившая, впрочем, неудачей.

Сегодня же представители “Нашей Украины” (кстати, с ними солидарны и некоторые члены фракции БЮТ) открыто заявляют о том, что после президентских выборов 2004 года, в случае победы оппозиционного кандидата, будет проведена ревизия конституционной реформы .

Стоит отметить, что необходимые для этого возможности будут даже у главы государства с “обрезанными” полномочиями. Ведь Президент будет курировать пусть и небольшой силовой блок в правительстве. Кроме того, не исключено, что под нового главу государства будет выстроена и новая коалиция в парламенте. Однако главное то, что глава государства располагает правом назначать половину состава Конституционного Суда, который может стать основным инструментом пересмотра внесенных в Основной Закон новаций, особенно в части полномочий Президента страны.

Эту позицию НУ можно расценить не только как сигнал народным избранникам перед решающими голосованиями о том, что все еще может измениться или предварительную заявку о своих первоначальных действиях во власти. Это тоже своего рода подстраховка Виктора Ющенко, который заботится о том, чтобы его не отсекли от элитных раскладов в определяющий для его политической карьеры год.

В долгосрочном плане это усложняет дилемму Януковича.

Казалось бы, принятый закон о выборах Президента Украины, в котором сроки избирательной кампании сокращены до 120 дней, позволяет отложить принятие решения на послереформенный период. Тем не менее, настойчивое желание многих политиков в большинстве как можно скорее провести Форум демократических сил, на котором скорее всего Виктор Янукович будет “вытолкнут” на единого кандидата, свидетельствует о том, что у премьера практически не осталось времени, равно как практически не осталось и свободы выбора.

Но согласие участвовать в выборах отнюдь не исключает поиска Януковичем альтернативных договоренностей, цель которых все та же – подстраховка.

Глава правительства прекрасно отдает себе отчет в том, что вероятность поражения от Виктора Ющенко (даже в случае проведения реформы) вполне реальна. И тогда Виктор Янукович, во-первых, будет политиком проигравшим общенациональное соревнование, что в принципе не ликвидирует его политические перспективы, но ставит под сомнение перспективу нахождения во главе исполнительной власти вплоть до 2006 года.

Во-вторых, новый Президент (из оппозиционного лагеря) может сформировать новую коалицию в Верховной Раде. В этом случае может быть реализован алгоритм “новая коалиция – новый премьер”, пусть даже и с весны 2005 года.

В-третьих, все политические силы в скором времени и в той или иной степени вынуждены будут учитывать фактор возможного пересмотра конституционных изменений. Это может подтолкнуть Виктора Януковича договориться с Виктором Ющенко. И по итогам президентских выборов, но вне зависимости от результата, сформировать “президентско-премьерскую” коалицию в парламенте. Понятно, что этот сценарий неприемлем для сегодняшних союзников донетчан, что обещает новый раунд внутриэлитной интриги, в том числе и проведение различных страховочных комбинаций.

Версия статьи опубликована на www.glavred.info