Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
26.02.2007, 17:48


Украинские политологи: «Мы живем в состоянии войны, но доползем до круглого стола»


Готовься к войне, если хочешь мира. В свете последних событий политической жизни – очередного рождения объединенной оппозиции, блокирующей не только трибуну ВР, но и парламентскую электрощитовую, конфликта Президента с политэлитами Крыма и неоднозначных заявлений премьера Януковича «поотбивать руки, всем кто вставляет шпильки в колеса» - эта рекомендация мудрецов становятся актуальной, как никогда.

Констатируя факт гражданского противостояния в стране, украинские политологи все же считают, что иного решения ситуации, нежели круглый стол, за которым можно попытаться решить проблемы, не существует.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

Мы уже несколько лет находимся в состоянии холодной гражданской войны, начиная с 2002 – 2003 годов. И этот период характеризуется тем, что вопрос о власти, о властной структуре, о государственно-политическом устройстве страны, о конституционном устройстве, о стратегическом выборе Украины не решен. Противоречие по этим ценностно-историческим и историко-стратегическим вопросам между различными политическими силами, между различными фракциями элит и блоками электората является основной причиной, фактором и основанием продолжающейся холодной гражданской войны в Украине на протяжении последних лет. Когда в стране каждый интерпретирует законы и Конституцию в силу своих политических интересов и своего видения, если в стране отсутствует общепризнанные правила игры, и происходит политическая война всех против всех, то что это, как не свидетельство холодной гражданской войны?

Если переходить с макрополитического аспекта к политико-конъюнктурному, то сегодня мы наблюдаем очередной пик обострения политической борьбы. Он связан с принятием закона о Кабмине, с попытками лишить Президента реальных властных полномочий, касающихся формирования исполнительной власти, а также обострения политической борьбы, связанной с достаточно непростой ситуацией в экономике и социальной сфере, с которыми столкнулось новое правительство в 2007 году. Кабмин проморгал социальный протест и его трансформацию в широкое политическое оппозиционное движение. На этом фоне происходит активизация экс-оранжевых политических сил, которые формируют объединенную оппозицию, Президент втягивается в стилистику оппозиционной деятельности и, скорее всего, благословил и освятил объединение БЮТ и НУ в мощную группу. Формирование мощного оппозиционного пула не могло пройти мимо внимания премьер-министра и АКК. Тем более, что оппозиционный пул начал активизацию в парламенте, который становится фактически неработоспособным, формируются предпосылки парламентского кризиса, который, в свою очередь, становится предпосылкой кризиса правительственного. На фоне общего кризисного фона, идея досрочных выборов выглядит вовсе не как мечта кучки политических фантазеров, а как общеполитическое требование.

Выход из этого очередного витка политической напряженности может быть двойным – либо досрочные выборы и временное, но не окончательное решение вопроса о власти и о курсе в стране, либо очередное закругление острых углов в форме круглого стола. С очередным раундом поиска компромисса между всеми основными политическими игроками, между всеми фракциями политических элит, и с выходом на подписание очередного Универсала с более четкими политическими обязательствами, а не ни к чему не обязывающим политическим обещаниям.

Скорее всего, пока идея досрочных выборов есть фоновым фактором, нежели актуальным трендом. Но, даже будучи фоновым явлением, - это то, что заставляет всех политических игроков быть начеку и искать наиболее актуальные варианты игры.

В данной ситуации, когда возможны и досрочные выборы, и очередные круглые столы, между ПР и НУ будет повторяться борьба за БЮТ. Поскольку в ситуации, когда Президент будет ветировать законы, принимаемые парламентом, работа законодательного органа блокируется. Для того, чтобы «откупорить» законодательную функцию парламента, АКК нужно либо договариваться с БЮТ, либо соглашаться на идею досрочных выборов. В этой ситуации, роль БЮТ и Юлии Тимошенко в конфликтном натяжении между АКК- НУ – Президентом очень усиливается.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

У меня есть надежда, что какая-то форма круглого, квадратного или треугольного стола должна произойти между командой, которую представляет Президент, и командой Виктора Януковича. Если же этого не получается, то ситуация будет двигаться в сторону катастрофического развития, концом которого станет распад страны. Эта угроза распада страны не в полной мере осознается, но ее нельзя исключать именно из-за такого качества нашей элиты, которая не в состоянии анализировать последствия своих действий.

Объединение страны возможно только в компромиссе между проектом Ющенко и проектом Януковича. Генеральная линия на создание и устойчивое развитие страны – большой компромисс между понятными политическими проектами. Таких политических проектов сегодня два - ПР, пусть и не в полной мере очерченный, но более или менее понятен для специалистов. И национал-демократы, которых олицетворяет Виктор Ющенко и его команда. И, не смотря на то, что опора национал-демократов в нынешнем украинском обществе меньше, чем тех, на кого может потенциально опираться ПР, без них не получается формирование единой политической нации.

Что касается, оппозиции, то ее маловероятная победа будет означать углубление раскола страны. Тимошенко в нынешней ситуации совершенно политически не определена - у нее нет внятной политической позиции, она просто ставит ясную цель прихода к власти, а потом уж разберется, что делать. Поэтому никто вокруг толком не понимает, какой политический проект стоит за Юлей Тимошенко. Зато очень хорошо видно, что для нее важно, как сложится расклад – если будет такой расклад, при котором она может быть главной, то она пойдет на союз с Регионами, если ей будет выгоднее быть в союзе Ющенко, то она будет там.

Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»:

Те, кто могли бы к подтолкнуть к гражданской войне, останутся в меньшинстве и все закончится круглым столом. Вопрос - в цене пути. Поэтому мой ответ оптимистический с элементами трагизма – мы доползем до круглого стола. И речь не идет о февральском круглом столе, а о круглом политическом столе отдаленного характера. Но, наверное, за это придется заплатить цену новых политических или, не дай Бог, гражданских потрясений. Сейчас многое в руках объединившейся оппозиции, не с точки зрения их влиятельности на общество, а с точки зрения того, что они сами невольно превращаются в детонатор последующих процессов. Они включают детонатор, который может быть источником движения, а может быть источником взрыва. Сейчас можно говорить о конкуренции двух стратегий развития, которые существуют в объединившейся оппозиционной среде. Одна стратегия связана с кризисным сценарием, от которого надо отходить по причине возможных гражданских потрясений. Вторая стратегия связана в большей степени с позицией Президента – попытка реализовать вариант политической победы мирным путем, для чего необходим новый диалог части помаранчевой команды с восточными элитами. Если эта стратегия воплотится в жизнь, то станет возможной третья попытка компромисса, начиная с 2002 года. Первая попытка провалилась из-за интриг Медведчука и его команды в 2002 году, вторая – провалилась летом 2006 из-за интриг «Нашей Украины», сейчас есть все предпосылки к третьей попытке. Но для этого нужна воля, политическое желание и способности всех игроков.

Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр»:

На самом деле обе ведущие политические силы - партия премьер-министра и партия Президента при нейтральном отношении Тимошенко ищут способ длительного сосуществования. Более того, формула длительного сосуществования этих тех политических сил становится все более популярной, так что я не думаю, что мы идем к какой-то модели гражданской войны. Но при этом есть масса политиков из этих же политических сил, как и в окружении Президента, как и в окружении премьер-министра, как и в окружении Тимошенко, которые предпочитают простые формы политических проблем – за счет экстремизма. Посмотрим, что возьмет верх.

Плохо, что сейчас активно муссируется идея государственного переворота. Этот сюжет становится очень популярным в политической элите – что возможно радикальное, авторитарное решение всех проблем одновременно какой-то одной политической силой. И это не менее опасно, чем подключать население к угрозе гражданского неповиновения и политического кризиса.

Что касается круглого стола, то я думаю, что его проводить рано. Сейчас надо решить принципиальный вопрос - хочет ли Верховная Рада сотрудничать с Президентом, и будут ли искаться пути выхода из конституционного кризиса. Ведь, по сути, политическая реформа ничего толком не дала. При чем, для всех. Обратите внимание - права Президента уменьшаются, а закон о Кабмине не работает, практически все правовые и политические институты нейтрализованы, а Конституционный суд не работает, и эта ситуация говорит о конституционном кризисе.

 

"Главред", 26.02.2007 




Предыдущие материалы из раздела
„Політичні інститути і політики в умовах економічної кризи: відповідальність, компетентність, лідерство”. Результати експертного дослідження
Сегодня, 14:01
Соціологічне дослідження „Політичні інститути і політики в умовах економічної кризи: відповідальність, компетентність, лідерство” було проведене ...
Експерти кажуть, що в українців - стрес і депресія
Вчера, 12:11
Експерти вважають, що сьогоднішній стан українців можна охарактеризувати як „соціальна депресія, стрес”, але більшість не схильна говорити, що в ...
Ющенко нашел голову для Верховной Рады
Вчера, 08:40
Сегодня Верховная Рада Украины завершает полуторанедельные переговоры и возобновляет работу в режиме пленарных заседаний. От парламента, находящегося ...
Витя вместо Юли
01.12.2008, 19:47
В понедельник «оранжевые» предложили коллегам по парламенту избрать на пост спикера согласованную с президентом Ющенко кандидатуру Ивана Плюща, ...
Обрання Ющенка головою НСНУ може призвести до нової коаліції
01.12.2008, 16:21
Минулої суботи президента Віктора Ющенка обрали головою партії ”Народний союз ”Наша Україна”. До цього НСНУ очолював В’ячеслав Кириленко, а Ющенко ...
Или спикером станет Плющ, или досрочные выборы?
29.11.2008, 20:00
После избрания президента Виктора Ющенко лидером партии НСНУ, на пост председателя Верховной Рады будет предложена кандидатура члена фракции НУ-НС ...
Аналитика
 Архив