Об институте Аналитика Мониторинги Интервью Диалог-ресурс
   
23.06.2004, 12:42


Политреформа. Дубль 2.


В понедельник Временная специальная Комиссия ВРУ по вопросам политической реформы рекомендовала к рассмотрению законопроекты №4180 и №3207-1, предусматривающие внесение изменений в Конституцию Украины. Сегодня на совещании лидеров депутатских групп и фракций было принято решение вынести оба законопроекта на рассмотрение в среду 23 июня.

Несколькими днями ранее сопредседатель Комиссии Степан Гавриш заявлял, что парламентское большинство склоняется к тому, чтобы поддержать законопроект №4180, отмечая при этом, что на результативность голосования серьезно повлияет позиция фракции «Нашей Украины». Представители же НУ полагают, что речь может идти лишь о согласовании положений проекта №3207-1, указывая на сомнительную юридическую легитимность голосования по другому законопроекту. Сегодня же Виктор Ющенко заявил о готовности блокировать парламентскую трибуну, если законопроект №4180 будет вынесен на голосование.

 

В политическом смысле «конституционный реванш», который приобретает все более зримые очертания, является бомбой замедленного действия для лидеров предвыборной кампании – Виктора Ющенко и Виктора Януковича.

Для Банковой и ее парламентских сателлитов успешное голосование по реформе в первом чтении представляется крайне важным инструментом влияния на ход президентской кампании. Поскольку диверсифицирует набор сценариев, которыми Администрация Президента намерена оперировать в ближайшие недели. К проектам «третий срок» и «единый кандидат» вновь можно будет добавить полновесный вариант под названием «конституционная реформа».

Сегодня сложно судить, будет ли продвигаться один из сценариев в чистом виде либо их комбинация, но «реформу» можно попытаться использовать при любом раскладе. В частности, политические фигуры формирующие мнение парламентского большинства получают теоретическую возможность в нужный момент снизить ставки в предвыборной игре. Так, например, если хотя бы один из законопроектов Верховная Рада примет в первом чтении в июне, то в сентябре-октябре может быть предпринята попытка (возможно – две) мобилизовать 300 голосов на второе чтение.

И если Виктор Ющенко четко обозначил свою позицию по этому вопросу, то Виктор Янукович пока хранит молчание. Показательно, что премьер, на которого парламентское большинство возложило публичную ответственность за проведение реформы при выдвижении в качестве кандидата, не проявляет особого энтузиазама в вопросе внесения изменений в Конституцию. Одобрительная риторика с его стороны присутствует, но никаких конкретных действий не предпринимается.

Возможно так происходит потому, что глава правительств сегодня находится в сложной ситуации. Ряд шагов, предпринятых Леонидом Кучмой и его ближайшим окружением, свидетельствует о том, что на повестке дня у Виктора Януковича пока стоит вопрос не столько о победе на президентских выборах, сколько о том, будет ли он вообще принимать в них участие, и если будет – то в каком статусе.

Понятно, что если бы вокруг фигуры Януковича шел процесс реальной, а не декларативной консолидации элит, то премьер, наряду с Ющенко, был бы заинтересован в затягивании реформы. Пока же неопределенность предвыборных перспектив главы правительства не позволяет ему четко артикулировать свое отношение к реформе.

У лидера «Нашей Украины» с предвыборными перспективами практически полная ясность. Поэтому и получается, что в тех вопросах, где для Ющенко бездействие зачастую является просто-напросто оптимальной формой действия, для премьера инертность является вынужденной мерой.

Между тем для премьера вопрос конституционной реформы сейчас крайне актуален. Речь идет о том, что в соответствии с действующей Конституцией Кабинет министром слагает с себя полномочия перед новоизбранным Президентом.

В тексте обоих предлагаемых к рассмотрению законопроектов (№4180 и №3207-1) новая редакция статьи 115 Основного Закона предусматривает, что правительство уходит в отставку после избрания нового состава Верховной Рады.

В этой связи, вопрос сроков введения в действие конституционных изменений приобретает для премьера особое значение. В случае успеха реформы и сокращения президентских полномочий Януковича может устроить лишь вариант, когда изменения вступят в силу сразу же после выборов президента. В этом случае у него остается подстраховка в виде премьерского кресла на случай поражения в избирательной кампании и неплохие стартовые позиции для достижения договоренностей с новым главой государства.

В то же время все более заметными становятся подвижки в позиции «Нашей Украины» относительно реформы. Представители НУ не исключают возможности позитивного голосования по законопроекту №3207-1, но в качестве ключевого условия поддержки выдвигают требование согласовать переходные положения в части сроков введения в действие конституционных новаций.

В принципе, если Виктор Ющенко и его окружение всерьез рассчитывают на победу на президентских выборах, то не суть важно, когда именно голосовать за реформу – до окончания избирательной кампании, например – в сентябре, или же после, скажем – в декабре. Для команды Ющенко гораздо важнее, чтобы изменения вступали в силу, по крайней мере, не сразу после выборов главы государства. В течение всего конституционного процесса «Наша Украина» настаивала на том, чтобы такой точкой отсчета были парламентские выборы в 2006 году. Однако в последние дни из ближайшего окружения Виктора Ющенко стали просачиватья сведения, что  компромиссной датой по некоторым положениям может стать 1 апреля 2005 года. По словам высокопоставленных парламентариев из «Нашей Украины», новому президенту будет необходим временной люфт для того, чтобы навести порядок и «оздоровить» власть.

Политические дивиденды от голосования за такую редакцию реформы для Виктора Ющенко очевидны.

Во-первых, его политические конкуренты лишаются крайне важного предвыборного аргумента о том, что НУ блокирует процесс реформирования власти. Кроме того, дезавуируется тезис о том, что «диктатура идет на смену дикттатуре».

Во-вторых, становится вполне реальной возобновление диалога между Виктором Ющенко и Александром Морозом о создании предвыборной коалиции.

В-третьих, такой вариант устроил бы и многих в большинстве. В особенности тех лидеров второго эшелона, которые не претендуют на победу в 2004 году, но вынашивают амбициозные планы на 2006 год и заинтересованы в скорейшем установлении четких и прозрачных правил игры.

Однако, согласно последнему заявлению Виктора Ющенко, позитивное голосование его фракции даже по законопроекту №3207-1 возможно лишь в том случае если эта версия реформы будет единственной. Парламент на пороге очередного кризиса?

 

Материал опубликован на www.glavred.info




Предыдущие материалы из раздела
Проект «Украина»: взгляд с Востока
30.09.2005, 13:42
В Донецке завершилась резонансная и для шахтерского региона, и для всей Украины конференция, направленная на поиск путей объединения украинского ...
В предчувствии статуса...
30.09.2005, 13:20
Статус страны с рыночной экономикой, который поможет открыть Украине не только европейские двери, но и двери в ВТО,  уже больше, чем реальность. ...
"А премьером будет Янукович"
30.09.2005, 10:56
Известный политолог Директор Киевского Института Глобальных Стратегий (ИГЛС) Вадим Карасев о политической ситуации на Украине. - Вадим Юрьевич, ...
Склад уряду: оцінюють експерти
29.09.2005, 18:40
На думку політологів, «необюрократія», що увійшла до «старого-нового» складу Кабміну, буде займатися стабілізацією, марнуванням власної репутації і, ...
«Оранжевые» могли ускорить процесс вступления Украины в НАТО
29.09.2005, 15:01
Учитывая мозаику политических партий и политических интересов, которая будет складываться в ходе предвыборной компании и в новом парламенте, вряд ли ...
«Литвин проводил умеренную и деликатную политику»
29.09.2005, 14:44
Рост рейтинга доверия к Председателю Верховной Рады Украины Владимиру Литвину объясняется «умеренной и деликатной политикой», которую проводит глава ...
Аналитика
 Архив