Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
29.06.2004, 15:05


Украинский счет в евразийской игре


Процесс создания Единого Экономического Пространства стал на сегодняшний день темой, определяющей общую динамику постсоветского пространства. Безусловно, для Украины, как одного из ключевых государств региона, находящегося в процессе формирования новой геополитической повестки дня (принимая во внимание четко обозначившуюся “отложенность” евроинтеграционных перспектив) вопрос участия/неучастия в российских проектах является одной из главных внешнеполитических дилемм.

Судьба российских геополитических проектов во многом зависит от позиции Украины, поскольку именно эти два государства являются главными акторами постсоветской игры. Однако если геополитическая доктрина России была предопределена изначально как евразийская (в силу, хотя бы ее географического положения), то украинская внешняя политика могла в равной степени результативно выстраиваться и на европейской и на евразийской площадках. Отсюда – и пресловутая многовекторность, и хроническая дилеммность внешней политики. Несмотря на сворачивание евроинтеграционного вектора, выбор Украины по-прежнему остается непростым и дилеммным. Чтобы точнее представлять украинскую интеграционную картинку, достаточно сравнить два интеграционных проекта, участие в одном из которых обозначено официальным Киевом в качестве долгосрочного стратегического (ЕС), в другом – в качестве более краткосрочного тактического приоритета.

На сегодняшний день можно констатировать, что в Украине происходит постепенная европеизация общественного сознания, но оно не стало европейским. Приблизительно половина населения предпочла бы членство Украины в Евросоюзе, либо, по крайней мере, желает жить по его экономическим и гуманитарным стандартам. Однако, доля евразийско - (или российско)-ориентированных граждан остается практически такой же. Стоит также отметить, что в общественном сознании эти направления интеграции зачастую не являются взаимоисключающими. В ситуации такого своеобразного интеграционного “баланса” украинское руководство сейчас концентрирует усилия на евразийском направлении.

Как выглядят евразийские инициативы с точки зрения Украины? Каким образом они контрастируют с европейской интеграционной логикой? ЕЭП – проект, являющийся инициативой одного доминирующего в регионе игрока - России. Объективно, он призван создать альтернативный Брюсселю центр интеграции и остановить набирающий обороты процесс дробления постсоветского пространства на сектора влияния более сильных геополитических игроков. Здесь же стоит стоит отметить, что концепт “постсоветской интеграции” в разных формах (“политический” СНГ, “экономический” ЕврАзЭС), но с завидной регулярностью воспроизводится Россией с 1991 года, то есть с момента утери интеграционной инициативы. Но у этих российских проектов есть одна общая черта – все они были попытками реанимации старого геополитического формата в регионе в новых экономических и политических условиях.

Безусловно, и в ЕС есть основной консолидирующий ресурсный и политический костяк – ось Париж-Берлин. Но это лидерство выстраивалось в другом формате. Москва форсирует процесс, исходя из конъюнктурных политических соображений, руководствуясь классической экспансионистской логикой. Евросоюз в этом смысле отдает предпочтение сравнительно мягкому, в большей степени культурно-гуманитарному влиянию.

Логика создания ЕЭП, несмотря на интенсивную мимикрию руководства стран-участниц под европейские интеграционные стандарты, во многом остается постсоветской. Это проявляется в первую очередь в своеобразной “келейности” и “полупубличности” процесса, что изначально создает проблемы с легитимацией проекта на внутриполитическом уровне. Поэтому ЕЭП, несмотря на масштабный информационный резонанс на постсоветском пространстве, был и остается проектом властных элитных групп. В свою очередь, процесс формирования Евросоюза был прозрачным и публичным. И на сегодняшний день решения национальных правительств стран - новых членов о вступлении в ЕС не имеют проблем с внутренней легитимностью.

ЕЭП, декларируемый как экономическое объединение, является в первую очередь политическим проектом. Россия, в частности, готова и стремиться пойти гораздо дальше, чем экономическое сотрудничество, акцентируя внимание на необходимости создания уже в обозримой перспективе наднациональных органов и т.д. ЕС действительно создавался как экономический союз, лишь потом, в свете новых глобальных тенденций появилась необходимость в создании политической надстройки. Но эта политическая инфраструктура выстраивалась на мощной экономической базе.

Этот перечень ЕЭП-интеграционных негативов не учитывает очевидных различий в экономических и политико-гуманитарных стандартах двух проектов. Кроме того, в случае с ЕЭП концепт “евразийской интеграции” выглядит не совсем корректным и не отражает его смыслового наполнения. Правильнее было бы оперировать в данном контексте категориями “евразийской реинтеграции”. Ведь основным архетипом, к которому апеллируют российские элиты в поисках внутриполитической легитимности своих инициатив, является “былое могущество России”. Следовательно, и ЕЭП (наряду с предыдущими проектами) может рассматриваться как технологические шаги по его “восстановлению”. Если упростить эту картину до сравнения общей интеграционной логики двух актуальных для Украины интеграционных направлений, то ЕС выглядит как “проект к которому хотят присоединяться”, а Россия со своими евразийскими инициативами (ЕЭП), скорее как “проект который хочет присоединять”.

Реализация ЕЭП уже на старте столкнулась с пакетом проблем концептуального характера. На этапе юридического согласования ключевых для евразийской интеграции моментов не только стал очевидным тот факт, что каждый из участников видит по разному перспективы интеграции, но и глубокие различия в понимании ее целей и своего места в этом процессе. Последний саммит глав стран-участниц ЕЭП (который был, по сути, безрезультатным) в очередной раз достаточно четко обозначил различия в интеграционных подходах, и показал что у ЕЭП нет консолидирующей концептуальной идеи, направленной в будущее. Отсюда – отсутствие четко обозначенного целеполагания интеграционного процесса.

Вполне очевидно, что несущей конструкцией будущего ЕЭП есть и будет формат украино-российских отношений. Однако между Москвой и Киевом остается нерешенным целый ряд стартовых противоречий, без решения которых не только не начнется наполнение проекта реальным контентом – можно предполагать, что и процесс юридического оформления проекта будет постоянно пробуксовывать. Эти противоречия, без натяжки, можно назвать принципиальными, в то время как несогласованные моменты между Россией, Белоруссией и Казахстаном не имеют концептуального характера. Чтобы понять причины такой ситуации, необходимо взглянуть на стартовые позиции участников обозначившегося евразийского интеграционного сценария.

Новые элиты России привнесли новое качество не только во внутреннюю, но и во внешнюю политику. Однако это качество пока все равно развивается в рамках исторически сложившегося алгоритма государственного развития – экспансивного и во многом экстенсивного. С другой стороны, Россия, преодолевшая кризисный этап развития, располагает достаточными геополитическими и геоэкономическими ресурсами для начала серьезной региональной игры. Приоритеты стабилизировавшейся и развивающейся России снова смещаются в геополитическую плоскость. На сегодняшний день реализация (или не реализация) евразийского проекта означает для нее успех (либо неуспех) стратегии “полусиловой” реинтеграции на постсоветском пространстве.

Казахстан заинтересован в реализации ЕЭП экономически, обладая серьезным сырьевым потенциалом, но слабой технологической инфраструктурой. На сегодняшний день Казахстан демонстрирует полную готовность действовать в русле российских геополитических проектов - и в силу традиционного сотрудничества в постсоветский период, и в силу экономических интересов. Возможно, диалог несущественно осложнился в силу смены элит в России, однако данный вектор сотрудничества является стратегическим для официальной Москвы и Астаны.

Белоруссия, находящаяся по большому счету в международной изоляции, вынуждена ориентироваться на Россию в силу отсутствия других альтернатив сотрудничеству с ЕС, поэтому вариант с ЕЭП при сохранении нынешнего внутриполитического расклада в этой стране пока является наиболее вероятным. Несмотря на ситуативный энергетический конфликт, Беларусь остается заинтересованной и сравнительно лояльной по отношению к российским геополитическим проектам стороной.

Для Украины реализация ЕЭП не является жизненно важной и безальтернативной даже в условиях сворачивания евроинтеграционного направления внешней политики (проблемы Украины в этой сфере носят политико-гуманитарный, а не цивилизационный или географический характер). Кроме того, в последние годы украинская экономика становилась все более "европоориентированной". С другой стороны, для украинских властных элит сейчас важен фактор внешней поддержки, поэтому они подыгрывают России, действуя в логике “полувключения” в евразийский интеграционный контекст.

Кроме того, украинский внутриполитический расклад принципиально отличается от российского, белорусского или казахстанского. Основным моментом здесь является то, что Украина стоит на пороге смены элит, в то время как в остальных случаях этот процесс фактически законсервирован и в ближайшее время серьезных сдвигов в этой сфере не намечается. В Казахстане готовится проект преемственности власти, белорусский лидер прорабатывает варианты “конституционной пролонгации” своих полномочий, в России же смена элит уже произошла, а президентские выборы лишь подтвердили актуальность заложенных четыре года назад приоритетов внутренней и внешней политики. В Украине пока ни один из подобных сценариев не был реализован. Поэтому участие Украины в ЕЭП, (равно как и участие в любом другом интеграционном проекте стратегического характера) не является для нее на сегодняшний день в полной мере закономерным – адекватность любого стратегического подобного выбора находится под вопросом.

Риски корректировки украинского ЕЭП-курса вполне очевидны, учитывая, что несущей конструкцией проекта являются ключевые персоналии стран, а его конфигурация во многом выстраивалась на их личных договоренностях. В то же время, полноценный интеграционный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу должен базироваться на более прочных, чем геополитические амбиции одной страны и ситуативный экономический (энергетический) интерес другой, основаниях.

Безусловно, многое в реализации ЕЭП-сценария зависит от Украины, но ключевую роль в дальнейшей его судьбе все равно будет играть Россия. Поэтому, чтобы ЕЭП мог действительно эволюционировать в полноценный стратегический проект, в первую очередь она должна изменить свою интеграционную стилистику. Очень многое зависит от способности России презентовать набор качественно новых экономико-политических стандартов, что позволит позиционировать себя не как евразийский “силовой центр”, а как привлекательный центр интеграции. Для этого она должна стать не просто военно-экономическим флагманом региона, но и успешным безопасным государством, продуцирующим новые культурно-гуманитарные и секьюритарные тренды, актуальные для всего постсоветского пространства. В таком случае евразийская интеграция для той же Украины станет не просто элементом экономического (точнее, энергетического) прагматизма (сопровождающегося политико-гуманитарным дистанцированием от России), а одним из основных геополитических приоритетов.

25.06.2004, "Русский журнал", www.russ.ru




Предыдущие материалы из раздела
Политолог: Янукович побоялся превратиться в Лукашенко из-за Тимошенко
Вчера, 18:32
Двухнедельная пауза в судебном процессе над экс-премьером Украины Юлией Тимошенко должна дать украинскому президенту необходимое время, чтобы ...
Европарламент отсрочил приговор Тимошенко
Вчера, 12:01
Процесс по делу Юлии Тимошенко затягивается. Хотя суд уже вышел в финальную стадию и в понедельник должны были начаться прения сторон, судья отложил ...
Две недели для Януковича: три версии тайм-аута в деле Тимошенко
Вчера, 12:00
Судебный процесс против бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко особенный по умолчанию. В первую очередь, из-за имени и статуса подсудимой. ...
Дело Тимошенко идет к завершению
Вчера, 11:57
Суд по делу Тимошенко приближается к финалу. Эксперты говорят, приговор объявят в течение нескольких недель. О том, что ждет экс-премьера, разговоров ...
Киреев взял тайм-аут. Будет писать "черновик" приговора?
Вчера, 11:55
Перерыв в суде над экс-премьером напрямую связан с визитами Януковича за границу. Вчерашний суд над экс-премьером Юлией Тимошенко закончился полной ...
Эксперт: если Тимошенко сядет, "Батькивщиной" будет руководить Банковая
Вчера, 11:53
Ареста Юлии Тимошенко с одной стороны якобы боятся, а с другой - с нетерпением ждут некоторые бютовцы, ведь он может кардинально изменить расклад ...
Аналитика
 Архив



Эликсир молодости проверенный вековой историей! Чаванпраш - натуральное здоровье

Лечение за рубежом . Компания CLAVIS предлагает организацию лечения по всем направлениям медицины в частных и университетских клиниках Германии

Силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена


Качество предлагаемой продукции обеспечивается использованием при ее производстве современного высокотехнологичного оборудования Кабель силовой . Наше предприятие предлагает к поставке одножильный и трехжильный кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена