Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
30.06.2004, 08:00


Из евроромантизма в европрагматизм


Привычка мыслить бинарными категориями (или–или) и идти из одной крайности в другую не изменила украинским политикам в связи с весенней переориентацией интеграционных приоритетов нашего государства. Напомню, широко цитируемое заявление главы Еврокомиссии Романо Проди о невозможности вступления в Евросоюз для Украины (от которого он впоследствии открещивался) и ратификация соглашений по ЕЭП привели к тому, что главным вектором внешнеэкономической политики Украины был назван исключительно восточный, а евроинтеграционная риторика перешла из плоскости евроромантизма в категории европрагматизма.

Иными словами, вступление в ЕС более не является задачей нашего государства на ближайшие годы. Европрагматизм означает построение Европы внутри Украины, самостоятельное достижение ею соответствующих социальных стандартов. Главным и стратегическим направлением для Украины, по словам Президента Украины, является ЕЭП. ВТО несколько выпадает из обновленного списка приоритетов, т.к. координация вступления в эту организацию с другими участниками ЕЭП, по всей видимости, осуществляться будет, но ее степень и форма неясны.

Столь радикальное изменение внешнеэкономического курса целиком вписывается в известный принцип непоследовательности отечественной внешней политики. Резкий отказ от интеграции в ЕС был мотивирован неопределенностью позиции Европейского Союза в отношении нашего государства. ЕС до сих пор не предоставил Украине статус страны с рыночной экономикой, не идут переговоры об упрощении визового режима, не говоря уже о заключении с нашей страной договора про ассоциацию и формировании зоны свободной торговли. Обострившаяся ситуация на рынке нефтепродуктов дала новый стимул переговорам о зоне свободной торговли с Россией. В то же время, о формировании в ЕЭП таможенного союза, на котором настаивает Россия, представители украинской стороны предпочитают молчать, т.к. он помешает евроинтеграции Украины (вектор изменился, аргумент остался) и ее вступлению в ВТО.

Такое тактическое построение кажется логичным в сложившейся ситуации. Однако оно не учитывает долгосрочную стратегическую перспективу и вариативность возможных интеграционных форматов.

Прежде всего необходимо внести ясность относительно европейской концепции «Расширенная Европа – соседство», выдвинутой для средиземноморских и восточноевропейских стран, не являющихся членами ЕС или кандидатами на вступление. Болезненное восприятие этой программы в Украине было связано с тем, что она якобы исключает перспективу членства в ЕС для тех стран, которые попадают в категорию «соседей» Евросоюза. На самом деле в ней четко отмечено, что вступление стран в ЕС не является предметом новой инициативы и должно рассматриваться отдельно, то есть концепция к этому вопросу отношения не имеет. Целью Концепции является «усиление основы, на которую опираются отношения Союза с теми соседними странами, которые в данное время не имеют перспективы стать членами ЕС», а значит, могут получить эту перспективу в будущем. Но суть даже не в этом. Исходя из данного документа достаточно четко видны возможности взаимодействия четырех государств в формате экономического пространства.

Выдвинув инициативу, ЕС основывался на опыте сотрудничества со своими новыми восточноевропейскими членами в 90-х годах, а также исходил из существования соглашения ЕВРОМЕД – партнерства с государствами средиземноморского региона, основанного на принципах общего рынка. Что касается государств Восточной Европы, то в 1992 г. они сформировали Вышеградскую группу – политический форум в составе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Его целью было проведение общей политики по вступлению в ЕС. Евросоюз же способствовал тому, чтобы на основе Группы была создана ЦЕФТА – Центральноевропейская зона свободной торговли. Он считал, что страны должны подготовиться к вступлению в ЕС путем создания между собой полноценной зоны свободной торговли и приобретения таким образом опыта экономической интеграции.

Поэтому в Программе Еврокомиссии указывается, что «России, новым восточным независимым странам и странам Южного Средиземноморья необходимо предложить стать участниками внутреннего рынка ЕС и дальнейшей интеграции и либерализации, чтобы способствовать свободному перемещению людей, товаров, услуг и капиталов (четыре свободы). Если страна достигнет этого уровня, она приблизится настолько близко к Союзу, насколько это возможно без вступления в него». То есть перспектива общего рынка с Евросоюзом является открытой. А вот тезис о том, что переход к таможенному союзу и более глубоким формам интеграции в ЕЭП закроет Украине дорогу в ЕС, в чем европейцы успешно убеждают ее представителей, противоречит действительности.

Еврокомиссия указывает, что «создание более интегрированного рынка требует, чтобы наши партнеры также заключали соглашения схожей глубины между собой». Под «схожей глубиной», очевидно, имеется в виду как минимум общий рынок, и в этом подходе чувствуется позитивный опыт ЦЕФТА. Разумеется, логика Брюсселя поясняется нежелательностью появления на политической карте нового большого и в перспективе мощного конкурирующего с ЕС объединения. Поэтому европейцы убеждают нас в нежелательности интеграции с Россией и компания, абсолютно ничего конкретного, тем не менее, не предлагая взамен. Поэтому тезис о приоритетности всестороннего развития интеграции с «соседями» должен быть четким аргументом на переговорах Украины и ЕС.

Исходя из сказанного, создание полноценного ЕЭП с перспективой как таможенного союза, так и общего рынка не ослабит, а, напротив, усилит переговорные позиции Украины с ЕС. Не секрет, что Россия сегодня добивается значительных успехов в переговорах с Евросоюзом. Если Украина выработает общую с Россией, Беларусью, Казахстаном позицию, ей будет значительно проще решать собственные вопросы на западном векторе. ЕС заинтересован развивать сотрудничество с большими и стабильными объединениями, которые уже имеют положительный интеграционный опыт. ЕЭП в этом смысле станет интересным для Европы партнером. Другими словами, украинский путь в Европу может реально пролегать через ЕЭП. При условии успешного становления и развития, это объединение со временем способно стать единым рынком для своих членов, помочь им в привлечении инвестиций и технологий и оказать содействие экономическому росту и развитию. Тогда ЕС сам будет искать пути развития и углубления контактов с перспективной группировкой, не зацикливаясь на каком-либо одном формате взаимодействия. Конечно, вряд ли тогда станет возможным поднимать вопрос о членстве Украины в ЕС, но оно объективно невозможно сейчас и не было возможным раньше.

Вышесказанное относится не к времени настоящему, а к времени будущему. Ни зону свободной торговли, ни таможенный союз создать за один год нереально. В ЕЭП свободная торговля может стать реальностью через год-два, а таможенный союз – к 2008-2010 гг. Исходя из этого необходимо подходить к процедуре вступления в ВТО. И у Украины, и у России есть возможность стать членами организации в течение года, причем вероятно, что решения о принятии этих двух государств будут одобрены синхронно, и тогда противоречий между ними удастся избежать. Таможенный союз ЕЭП уже не воспрепятствует вступлению в ВТО, т.к. будет создаваться после соответствующего события. Кроме того, необходимо понимать, что сегодня приоритет в интеграционных процессах принадлежит именно региональным, а не глобальным форматам . Участие в ВТО является необходимым, обязательным, но тем не менее всего лишь фоном, на котором строится внешнеэкономическая политика современных государств. А последняя предполагает доминирование региональных форм сотрудничества.

И два последних замечания относятся к зоне свободной торговли ЕЭП. Во-первых, нельзя переносить вопросы о тарифах на энергоносители для Украины в двусторонний формат Украина-Россия, т.к. на двустороннем уровне этот вопрос рассматривается уже 10 лет. Кроме того, в таком случае участие в ЕЭП утратит для Украины привлекательность. Создание полной зоны свободной торговли должно осуществляться только в многостороннем формате.

Во-вторых, опыт многих существующих в мире соглашений о свободной торговле свидетельствует, что их главной целью является стимулирование инвестиций, способствование беспрепятственному движению не столько товаров и услуг, сколько капиталов. То есть вопрос инвестиций решается не на этапе общего рынка (как считается в теории), а на самой ранней стадии интеграционного процесса. Видимо, это поясняется тем, что с либерализацией движения товаров можно относительно успешно справиться и с помощью механизмов ВТО, и в их рассмотрении на региональном уровне нет особой необходимости. Поэтому целесообразно в ходе дальнейших переговоров по ЕЭП сделать акцент на первоочередном создании единого инвестиционного пространства, возможно, на основе определенной интеграции банковских систем и финансовых рынков. Такое пространство станет еще одним реальным европрагматическим шагом четырех государств.



Сокращенный вариант статьи опубликован в газете « День ».




Предыдущие материалы из раздела
Власть любой ценой: за первые сто дней проиграна экономика
Вчера, 15:57
На данный момент в Украине растет инфляция и нестабильный валютный курс. Как сообщает корреспондент УРА-Информ, об этом в пятницу, 28 марта, заявил ...
Реальных претендентов на мэрство не так уж и много
Вчера, 15:54
Политологи назвали главных участников борьбы за кресло столичного градоначальника Грядущие выборы киевского городского головы и Киевсовета еще ...
Эксперты считают, что Украина должна пожертвовать либо экономической, либо военной свободой
Вчера, 15:50
Шансов на получение ПДЧ в НАТО в Бухаресте у Украины практически нет. Как передает корреспондент АМИ "Новости-Украина", такое мнение на круглом столе ...
«Які перспективи новоствореної партії «Єдиний Центр»?» (ЕКСПЕРТ-ОПИТУВАННЯ)
Вчера, 15:44
27 березня народний депутат від НУ-НС Ігор Кріль очолив нову партію "Єдиний Центр". У зв’язку з цим «Центр досліджень політичних цінностей «АКСІА»» ...
Создание новой партии "Единый центр" может послужить фактором распада демкоалиции, прогнозируют политологи
Вчера, 13:41
Украинские политологи сходятся во мнении, что созданная партия "Единый центр" во главе с Игорем Крилем может послужить толчком к распаду ...
Сюзанна Станік повертається в Конституційний Суд
Вчера, 13:38
Одіозна суддя, яку звинувачували в одержанні хабарів, знову вдягне мантію. Сюзанну Станік поновили на посаді судді Конституційного Суду ...
Аналитика
 Архив