Об институте Аналитика Мониторинг Блоги
   
02.08.2004, 14:16


Президентская кампания как «фабрика кандидатов»


Первая фаза избирательной кампании показала, что выборы во многом конструируются как артефакт, симулякр, медийное событие. Проекты строятся не как  результат выбора некоего развития, а, скорее, подстраиваются под саму кампанию. Как есть «фабрика звезд», так и в нынешней президентской кампании есть «фабрика кандидатов».

Первый тип кандидатов, которые на сегодня официально выдвинуты, - это четверка «мейджеров». Виктор Янукович, Виктор Ющенко, Петр Симоненко, Александр Мороз. У последнего нет шансов попасть во второй тур. Однако его участие, политический вес и опыт будут придавать определенную содержательность кампании. Януковича и Ющенко я бы назвал «кандидатами-блокбакстерами». Поскольку у каждого из них есть блок и есть хорошее финансовое обеспечение. Есть еще много кандидатов – «Дитеров Болинов». Но они больны своими амбициями и манией величия.

Второй тип – это парламентско-президентские кандидаты. Выборы-2006 года оказывают влияние на мотивы участия того или иного политического игрока в нынешних выборах.   Эти кандидаты, участие которых в президентской кампании является очень важным для раскрутки партии.  Сюда относится Наталья Витренко, хотя у нее есть и ряд других функций на этих выборах. А также – Анатолий Кинах, Александр Омельченко, Дмитрий Корчинский. Несмотря на определенную эстетизацию деятельности Корчинского, считаю, что он всерьез приступил к раскрутке партии нового типа, которая будет участвовать в парламентской кампании-2006. «Типа» понимайте, как угодно – или по-ленински, или делайте ударение на «тип». У Витренко есть еще и спойлерские функции – «отгрызать» куски электората (например, у Симоненко,  чтобы у некоторых кандидатов была возможность безболезненно попасть во второй тур), «мочить» Ющенко за либерализм, национализм и т.д.

Третий тип – миноритарные кандидаты. Это мелкие кандидаты, у которых нет никаких шансов на более-менее пристойную цифру в первом туре. Среди них можно выделить  несколько подтипов. Это спойлеры лидеров,. которые будут проходить по «тылам» тех или иных кандидатов. Я бы их еще назвал прибавочные кандидаты власти, операторы технопроектов. Понятно, что такие кандидаты как Богдан Бойко, Роман Козак будут отбирать голоса у Ющенко. Александр Базилюк – это брендовый спойлер, задача которого не столько отбирать голоса у Симоненко, сколько «мочить» националистический бренд Ющенко. Следующий подтип – кандидаты-арт-проекты, которые работают в постмодернистском ключе. Думаю, будет такая арт-дуэль такая – между Корчинским и Бродским. Это артисты, задача которых отличается от задач, скажем  «тяжеловесов-артилеристов»  типа Витренко.  

Задача артистов, в частности если говорить о Корчинском, - это эстетизировать кампанию, превратить ее в бессмысленное шоу, которое призвано стереть драматургию идеологического выбора, смыслы и этико-политические коммуникации, которые выстраивают некоторые кандидаты. Эпатируй – а то  проиграешь, - приблизительно таков их девиз. То есть, задача - семантические нейтрализовать кампанию Ющенко, и, тем самым, освободить кандидата от власти от идеологической кампании. Что очень важно, поскольку идеологическая платформа у кандидата от власти пока невнятна и не сформулирована. Эстетизация и этическое понижение кампании создает удобный контекст для кандидата от власти как социального премьер-министра. Также это освобождает кандидата от власти и его штабы от черновой политической работы. Для Ющенко же эти проекты создают ряд, мягко сказать, неудобств. Например, эта игра может превратить Ющенко из форварда в полузащитника. Также это может не позволить  разрастись его бренду до уровня общенационального, сейчас он находится в вилке -  между националистическим и общенациональным.

Что касается самого выдвижения кандидатов, дебютная идея у Ющенко была лучше. Я имею в виду обращение к песне как одному из факторов украинской идентичности. Украинский мелос рассматривался технологами и штабистами как путь к завоеванию украинского демоса. В этом смысле кампания его оппонента была менее впечатляющей и внятной. Хотя к концу первого этапа избирательной кампании ситуация, на мой взгляд, выровнялась. Сейчас кандидаты вышли на ничью. Штаб Ющенко допустил ряд ошибок – с Тягнибоком и переименованием ПРП в первую очередь. Также восхождения на Говерлу. Не думаю, что для многих украинцев Говерла является символом Украины. Если так будет и дальше, то Ющенко может остаться кандидатом от западно-украинских регионов. В то же время, кампания Януковича набрала темп, были изменены основные слоганы. На мой взгляд, удачно. Правда, тем, кто работает в штабе Януковича, я бы посоветовал обратить внимание на бигборды. Поскольку одна часть слогана – «тому що» - хорошо видна, а другая – «лидер» и т.д. - почти нет.

//www.glavred.info/




Предыдущие материалы из раздела
Иран вне санкций: как изменится глобальная игра
05.04.2015, 17:05
В четверг на мировом энергетическом рынке произошла своего рода революция, последствия которой будут проявляться не один год, и не только в сфере ...
Шантаж Яценюка
07.07.2014, 13:30
Политолог Вадим Карасев раскрывает сложные отношения между правительством и Верховной Радой. — Почему между Кабинетом министров и парламентом ...
На ближайших выборах Порошенко и Ляшко могут поделить избирателей между собой, – Карасев
02.07.2014, 13:08
Основной вопрос сегодняшней политической повестки – это способ разрешения конфликта на востоке. Об этом заявил директор Института глобальных ...
Російська імперія доживає своє – Карасьов
02.07.2014, 13:05
Гості «Вашої Свободи»: Вадим Карасьов, директор Інституту глобальних стратегій; Леся Яхно, директор Інституту національної стратегії ...
В Донецке прошли первые переговоры официальных представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев
24.06.2014, 12:39
На переговоры в здание донецкой облгосадминистрации, по сообщению «РИА Новости», прибыли посол России в Киеве Михаил Зурабов, спецпредставитель ...
Экспертный совет: Когда пройдут парламентские выборы?
23.06.2014, 13:16
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев называет равными шансы того, что перевыборы в ВР пройдут осенью этого года или весной будущего: ...
Аналитика
 Архив