Об институте Аналитика Мониторинги Интервью Диалог-ресурс
   
07.08.2004, 13:24


Принцип супермаркета? Предвыборные программы кандидатов: действительное и желаемое


Большая часть времени, оставшегося до выборов, похоже, будет израсходована на борьбу персоналий, имиджей, технологий, ресурсов и т. п., значительно меньшая — на, так сказать, конкурс избирательных программ. (Хотя должно быть наоборот.) Пока программы кандидатов — предмет изучения в основном для экспертов, политологов и СМИ.

Тем временем, по сравнению с прошедшей президентской кампанией, фактор «хорошей предвыборной программы» при формировании окончательного выбора «за кого голосовать» все больше приобретает электоральный вес. По данным исследования, проведенного Фондом «Демократические инициативы» и центром «Социс», 32% опрошенных граждан считают, что содействовать победе того или иного кандидата будет хорошая предвыборная программа. По мнению социологов, уровень политической образованности избирателей постепенно растет, рядовые украинцы начинают интересоваться политикой будущего президента, его первыми шагами на новой должности. В то же время большинство граждан не доверяют предвыборным обещаниям, считая их заведомо неосуществимыми. Какую роль будут играть предвыборные программы кандидатов в президенты и чего от них ожидать избирателям? С таким вопросом «День» обратился к экспертам.

Ульяна КИРИЕНКО , заведующая департаментом политической социологии Института глобальных стратегий (ИГЛС):

— Отличительная черта нынешних президентских выборов — отсутствие дискуссии по программам кандидатов. Содержание программ представляет слабый интерес для журналистов и политологов. С одной стороны, это можно объяснить большей технологичностью этих выборов в сравнении, к примеру, с выборами 1999 года. Если в повестке дня кампании-99 стояла тема идейного противостояния — реформизм против левого консерватизма, то в 2004 году экспертное сообщество больше интересуют такие события, как появление А.Зинченко в штабе Ющенко и С.Тигипко в штабе Януковича, поддерживает ли Путин Януковича-кандидата или интрига с выдвижением/невыдвижением Л. Кучмы. Это, благодаря экспертам, и становится медийными событиями. С другой стороны, даже засилье технологичности в кампании не должно противоречить раскрутке предвыборных программ как части стратегии кампании в целом. Однако нет пока и чисто технических решений, к примеру, презентаций программ кандидатами или их штабами.

Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Надидеологичность избирательной кампании в Украине в 2004 году можно рассматривать индикатором завершения постсоветского периода, когда электоральная конкуренция строилась на борьбе против левых партий-преемниц и левых кандидатов. Нынешняя кампания превысила постсоветские рамки конкурентной борьбы, поскольку сейчас главная борьба сосредоточена в среде элит — между провластной элитой и контрэлитой, которые олицетворяют два кандидата-лидера Янукович и Ющенко. Отсюда собственно смещение фокуса кампании с идейного базиса на имиджевый. Тактика штабов сосредоточена в основном на работе над конструированием или, точнее, коррекцией имиджей кандидатов.

Снижение рейтинга избирательных программ в президентской кампании-2004 по сравнению с предыдущими можно объяснить некой особой закостенелостью стиля программ. Начиная с 90-х годов прошлого века все предвыборные программы обычно были выдержаны в жанре апелляции к социально «больным» электоральным слоям. И несмотря на прошедший десятилетний период, никаких изменений в адресных группах кандидатов не происходит. Взять, к примеру, программы кандидатов-фаворитов этой кампании — Януковича и Ющенко. Кроме того, что их программы обращены к социально неуспешным на сегодняшний день электоральным группам, разбивка этих групп отображает то место, которое человек получил в социальной сетке государства — безработные, военнослужащие, пенсионеры, вкладчики без вкладов и т.д. У Януковича можно насчитать свыше 20 таких групп, у Ющенко — немногим меньше. Другими словами, работа на премьерской должности наложила серьезный отпечаток на программы кандидатов.

Отсюда можно говорить еще об одной проблеме предвыборных программ кандидатов — отсутствие четких электоральных ниш, низкая политическая культура избирателя и невыявленность политико-выборной самоидентификации. Эта проблема обоюдоострая. С одной стороны, нет привлекательного политического предложения, и избиратель находится в состоянии растерянности, а с другой — неизвестен спрос: чего собственно хочет избиратель, чтобы ему можно было что-то предложить. Интересными в этом плане должны быть программы тех кандидатов, которые не первый раз баллотируются в президенты и потому могут чувствовать перемены, происходящие с избирателем. Сейчас среди кандидатов таких два (левых) — Симоненко и Мороз. Эволюционные нотки в программе Мороза присутствуют — его обращение к избирателям стало более выдержанным и лаконичным, менее резким и пафосным. В программе нет лозунгов и призывов, а есть именно позиция кандидата. В то же время такой стиль общения с избирателем оставляет впечатление, что с вами как будто разговаривает странствующий философ, а не политик. Так и вспоминается сковородиновский вердикт — «світ ловив мене, але не спіймав». Программа Симоненко, напротив, — если и изменятся содержательно (в прошлых избирательных кампаниях врагами были «капиталисты», а теперь «олигархическая мафия»), то стилистика остается прежней. Масса пафоса, лозунгов и призывов с пессимистичным и нагнетающим началом — «Україна у прірві». Здесь вспоминается другой литературный герой — франковский вечный революционер, жизненный принцип и судьба которого была заключена в словах «він живий, він ще не вмер».

Одновременно положительный момент программ левых кандидатов можно увидеть в определенной преемственности программы кандидата и партии. На выборах это всегда прочная связка, дающая убедительный идейный фундамент. Напротив, программы нелевых кандидатов (и не только программы) — Януковича и Ющенко — не имеют связующей нити между партийной базой и кандидатом. Если Януковича выдвинула Партия регионов, то в программе Януковича не нашла отображение доктрина региональности. С Ющенко ситуация обратная — если его программа перекликается с программой блока, то его самовыдвижение отрывает его от партийной основы. А ведь связанность всех звеньев делает из программы не просто декларацию, а стратегический документ действий политической силы.

Президентская кампания-2004, несмотря на отрыв от идейности и программности, не сможет избежать борьбы за публичную политику. Пока кандидаты еще делают вялые шаги в этом направлении, но победить сможет именно тот, кто не только скорректирует свой имидж в региональном разрезе «запад/восток», но чей публичный имидж вырастет до политика общенационального масштаба.

"День", №139, 7 августа 2004.




Предыдущие материалы из раздела
Политики часто верят, что против них готовятся заговоры
29.07.2005, 15:54
Политолог Вадим Карасев считает, что рассматривать информацию о возможном нападении на премьер-министра Юлию Тимошенко стоит в контексте «теории ...
17 процентов весны
29.07.2005, 12:40
Вместо «клонов» партий будут коалиции «Пропорциональная система не способствует развитию политического сознания избирателей, - Считает Тарас ...
Сын за ежиков не отвечает
28.07.2005, 18:36
Президент Украины обвиняет чекистов и журналистов Украину сотрясает скандал вокруг роскошной жизни 19-летнего Андрея Ющенко -- сына нынешнего ...
Леди Ю. спешит "на помощь"?
28.07.2005, 18:33
Тимошенко в очередной раз озаботилась тяжелыми судьбами своих подопечных. Без пяти минут теща решила создать «социальные магазины» для ...
«Президент недоволен пиаром правительства»
28.07.2005, 14:52
Я думаю, что в работе правительства президенту особенно ничего не понравилось. Но пресс-конференция для того и проводится, чтобы давать не негативные ...
Хартия сказала: надо
28.07.2005, 11:49
Группа украинских политконсультантов и политологов выступила вчера с инициативой подписания Хартии этических принципов политических консультантов. ...
Аналитика
 Архив