Об институте Аналитика Мониторинги Блоги
   
12.11.2007, 16:17


Вадим Карасев: Партия регионов решает вопрос «спешить нельзя затягивать»


9 ноября в пресс-центре агентства РИА «Новости» состоялась круглый стол «Политическая стратегия Партии регионов после внеочередных выборов». Гостями агентства обсуждались вопросы стратегии, тактики и позиционирования Партии регионов, ее положение и  перспективы в коалиционном процессе. Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта выступление на пресс-конференции известного политолога, политтехнолога и аналитика, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева.

Партия регионов сегодня очевидно примеряет на себя статус спокойной силы. И я думаю, что не стоит этому удивляться, потому что нынешний статус как в системе правящего класса, так и в парламентской системе Партии регионов – это статус правящей оппозиции, потому что Партия регионов не формирует сегодня коалицию, но продолжает работать в правительстве. И это уже налагает на парламентскую деятельность Партии регионов некоторые ограничения. Поэтому Партии регионов придется осваивать искусство оппозиционной тактики в поствыборный период. Действительно, ситуация крайне нетривиальная. Поскольку по результатам выборов, по результатам голосования Партия регионов является партией мажоритарного меньшинства. То есть они победили в индивидуальном зачете по результатам голосования, но не могут создать коалицию. Это партия относительного большинства, хотя относительное большинство – это большее меньшинство.

Партия регионов не в большинстве, но продолжает сохранять весомые, мажоритарные электоральные, экономические и элитные позиции. Отсюда и тактические задачи, тактические задания Партии регионов. Первое – не скандализировать ситуацию. Не нужна чрезмерная драматургия ни в парламенте, ни в целом в стране. Второе. Помните формулу: казнить нельзя помиловать? Я бы сказал, что сейчас Партия регионов решает вопрос: спешить нельзя затягивать . И все будет зависеть от ситуации в парламенте. Можно решить так: спешить, точка, нельзя затягивать. А можно и наоборот: спешить нельзя, точка, затягивать. Пока решается в ключе: спешить нельзя. Затягивать!

Проблемы Верховной Рады – это проблемы «оранжевых» с точки зрения Партии регионов. Пусть они этим и занимаются. У нас же есть правительство. Если бы Партия регионов не была в правительстве, тактика была бы другой. Тактика была бы внутрипарламентской. Формирование коалиции, оппозиции, кадровая оппозиция в парламенте, кадровая оппозиция правительству. Но поскольку все это есть, и проблемы у «оранжевых» тоже есть при формировании коалиции, пусть это будут их проблемы.

Вот отсюда проистекает тактика спокойствия: никакого шума (без шума и пыли!). Проблемы парламента, в том числе рабочей группы по организации первого заседания парламента, - это не наши проблемы. Это как политика вьетнамизации в США: проблемы Вьетнама – не наши проблемы. Или чеченизации в России: проблемы чеченцев – не наши проблемы. Так и у нас. Проблемы парламента – это проблемы «Нашей Украины», Тимошенко, Президента и так далее. Будем наблюдать, что у них получится.

Но вот когда у них получится, тактика Партии регионов, конечно, изменится. И тогда Партия регионов будет ориентирована на формирование оппозиционного дизайна в Верховной Раде. Место оппозиции – это вообще место в структуре власти в статусе оппозиции. Это подборка механизмов отношений власть – оппозиция и т.д.

Второй период – период выработки оппозиционной тактики и стратегии – это период, который начнется в случае, если Тимошенко станет премьером, когда будет формализована и отформатирована коалиция демократических сил и т.д.

Что касается позиции Партии регионов по вопросу участия в работе рабочей группы по подготовке работы парламента, то Депутаты от Партии регионов пройдут регистрацию в ЦИК, состоится заседание парламента 21, 22, 23, в крайнем случае 27 ноября…

И даже если допустить, что Партия регионов собирается не принимать присягу, делать неполномочной Верховную Раду, все равно в нее надо зайти. Поэтому при любых тактических развилках Партии регионов придется участвовать в первом заседании Верховной Рады. Но пока остается правительство Януковича, раскручивать, скандализировать, тем более дестабилизировать ситуацию Партии регионов просто не выгодно. Поэтому нужно осваивать пока сложное искусство быть правящей оппозицией . Вот такие вот парадоксы, гримасы нашей украинской демократии в период после досрочных выборов 2007 года.

P.S. Если уж мы сравниваем с Грузинским сценарием и говорим о возможности какого-то подавления, то вопрос тут в констелляции элит, в структуре элит. Нет альтруистической стратегии и альтруистической тактики. Всегда есть цена стратегии и цена тактики. Так вот цена подавления слишком высока, поскольку можно проиграть все, поскольку есть равновесие сил, поскольку есть структура элит. Поэтому все понимают, что нужно договариваться. Цена договорная при этом намного меньше, чем цена подавления. В Грузии структура элит несколько иная, и поэтому подавить является меньшей ценой, нежели договариваться.

Когда мы говорим о власти и оппозиции, это вопрос о структуре элит, о том, кто будет элитой, а кто контрэлитой. И вообще речь идет о структуре правящего класса, о политическом классе. А политический класс – это не просто выборы (я в оппозиции, ты у власти). Это субъект стратегической сферы страны, где вырабатываются государственные интересы, внешняя политика, внутриполитическая стабильность, внутренняя экономика и т.д. В том-то и проблема внутренней политики Украины, что Партии регионов неудобно быть контрэлитой, как Блоку Юлии Тимошенко, как и НУ-НС. Получается, что только коммунисты могут претендовать на статус контрэлитной партии, все остальные – это элитные игроки. Поэтому когда мы говорим о коалиции и правительстве, они должны быть сформированы так, чтобы не пострадал политический класс, точнее структурообразование и классообразование политического класса.

Поэтому Партия регионов должна быть в оппозиции, но так, чтобы быть интегрированной в политическую структуру государства. В отличии от европейских стран, у нас государство – это исполнительная власть. Государство = исполнительная власть. А потом уже законодательная власть и т.д. Поэтому фактически получается, что быть вне исполнительной власти означает быть вне государства. Это нужно учитывать при формировании правительства и сделать так, чтобы ни одна серьезная политическая сила не оказалась вне государства, чтобы она была интегрирована в государственную систему и в той или иной степени в исполнительную власть.

igls.com.ua, 12.11.2007




Предыдущие материалы из раздела
Експерти кажуть, що в українців - стрес і депресія
Сегодня, 12:11
Експерти вважають, що сьогоднішній стан українців можна охарактеризувати як „соціальна депресія, стрес”, але більшість не схильна говорити, що в ...
Ющенко нашел голову для Верховной Рады
Сегодня, 08:40
Сегодня Верховная Рада Украины завершает полуторанедельные переговоры и возобновляет работу в режиме пленарных заседаний. От парламента, находящегося ...
Витя вместо Юли
Вчера, 19:47
В понедельник «оранжевые» предложили коллегам по парламенту избрать на пост спикера согласованную с президентом Ющенко кандидатуру Ивана Плюща, ...
Обрання Ющенка головою НСНУ може призвести до нової коаліції
Вчера, 16:21
Минулої суботи президента Віктора Ющенка обрали головою партії ”Народний союз ”Наша Україна”. До цього НСНУ очолював В’ячеслав Кириленко, а Ющенко ...
Или спикером станет Плющ, или досрочные выборы?
29.11.2008, 20:00
После избрания президента Виктора Ющенко лидером партии НСНУ, на пост председателя Верховной Рады будет предложена кандидатура члена фракции НУ-НС ...
Вадим Карасев: Фортуна отворачивается от Тимошенко
28.11.2008, 08:50
Что будет, если ничего не будет? Типично украинский вопрос, полностью соответствующий нашим реалиям. Вадим Карасев, которого называют политологом, ...
Аналитика
 Архив